Наверх
Loading
НачалоСообщество Форум Фотография как мировоззрение Тема: признание, часть 4 — imperfectum mobile

Тема: признание, часть 4 — imperfectum mobile

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Андрей Гринин
признание, часть 4 — imperfectum mobile
запутанность отношений художников с кураторами не отменяет их неизбежности
времена, когда социум получал плоды труда художников из их рук напрямую, без посредников, закончились с переселением искусства из пещер в храмы
первыми кураторами были жрецы, они же выступали в роли заказчика
тут, собственно, и происходит инициация — выделение искусства в особую деятельность и растянувшееся на тысячелетия выстраивание и обустраивание его интерьера

введение ремесленника — производителя всяческой утвари (посуды, орудий труда, одежды) — в храм через т.с. служебный вход было обусловлено достижением определенного качества производимого им продукта
сегодня мы называем такое качество "эстетическим", раньше говорили о "красивом" — красивый кувшин, к примеру
"красота", "прекрасное" — философические субстантивы-категории, послужившие поводами для бесконечных споров об их сущности — как и все прочие интеллектуальные особы голубых кровей, произошли от рабочих лошадок языка — имен прилагательных*, которыми обозначаются особенности вещей
в вещах-орудих, производимых человеком, с какого-то трудно локализуемого во времени момента стала регулярно проявляться некая особенность, никак не соотносимая на вид с их прямым, функциональным, назначением
несколько лет назад английские археологи нашли в древнем, эпохи раннего неолита, культурном слое необычное изделие — не обычное именно для этого времени: полированный каменный топор; до этой находки считалось, что столь изощренные, требующие в изготовлении изрядного труда и технологического ресурса орудия появились на несколько тысячелетий позже
можно не сомневаться, что автор этого топора был признан соплеменниками выдающимся мастером (мы назвали бы его дизайнером), а его nowhow пользовалось повышенным спросом
наверняка он имел свою мастерскую, дизайнерскую фирму по производству полированных каменных орудий — эксклюзива, доступного не каждому, а только тем, кто мог предложить за него достаточную компенсацию

дизайнерский излишек — наращивание функции вещи, ее расширение, необязательный казалось бы придаток, сообщающий ей новое измерение, в неолитическом социуме мог быть отрефлектирован только в магически-сакральном контексте
излишек — эстетическая функция — вместо того, чтобы, как нечто случайное и бесполезное, послужить поводом к выбраковке, оказался интегралом — поводом к встраиванию, к включению нового качества в список потребностей социума на самом высоком уровне: введением в храм произведения рук человеческих — освящением труда мастера
вместе с тем такая интеграция по факту придала социуму новое измерение (вот где проявилась амбивалентность вещей, их способность не только удовлетворять имеющиеся потребности, но и провоцировать новые), запустила процесс тотальной инспирации всех видов деятельности представлением (идеей) о совершенстве
интеграл отчасти тот же фильтр — включая что-то одно, исключает, отсекает прочее
искусство (берем это слово в корневом значении "умение изобретать и производить вещи из любых материалов"), помимо прямого назначения, in statu nascendi нечувствительно (спонтанно) обрело свойство фильтра, само стало интегралом, символическим удвоением храма, в котором все деяния человеков проходили — или не проходили, через процедуру освящения: придания статуса перфектности, избавленной от привязки к хронотопу
короче — обретали жизнь вечную

на грешной земле, с ее навязчивыми хронотопами, преимущественное потребление особых вещей особой группой — привилегированной кастой, заложило основы всех социальных связей, которыми оброс в веках интерьер искусства, заодно выделив в классе ремесленников выдающихся искусников, чье мастерство стало их персональным идентификатором
мастер определялся двояко: во-первых, по перфектности производимого им продукта; во-вторых, по способу интеграции этого продукта — а следом и его производителя — исключительному, избавленному от привязки к низовому быту
благодаря чему стала возможной профессиональная специализация ремесленников-мастеров по признаку производства уникумов, организация мастерских и объединение их в цеха
ценность неповторимого уверенно шла в гору
для последнего шага — превращения Мастера в Художника, оставалось только признать причастность его к творению
что и случилось на переходе от средневековья к новым временам — в эпоху Возрождения**

сегодня все эти идентификаторы — мастерство творца, эксклюзивность продукта, привилегированность касты потребителей — формально остаются в силе, хотя в последние полтора века интерьер искусства радикально изменился, и сильнее всего в статусе кураторства
статус определяет рисунок роли

когда заходит речь о кризисе искусства***, вина за него, как правило, возлагается на художников: они, де, забывают свое высокое предназначение, прогибаются перед злобой дня, саботируют традиции, и т.д. и т.п.
вторым кандидатом в мальчики для порки значится социум — порчу наводит публика, профаны, чернь
нетрудно заметить, что подобная "критика" и есть сущностная профанация, ибо игнорирует интерьер искусства как то, что задает режимы всем внутренним, цеховым процессам, от которых могут считать себя свободными только не значащиеся в списках
куратор — ключевая фигура интерьера искусства, без которой таковой попросту невозможен: фигура одинокого художника-гения, творящего согласно своему капризу, возможна, и не раз возникала — в горизонте искусства, но не за его горизонтом, т.е. так или иначе проходила через все цеховые инициации прежде, чем покинуть отчий дом; однако именно наличием фигуры куратора определяется собственно обустройство интерьера деятельности художника-профессионала
грубо говоря, куратор не что иное как в своем роде мажордом искусства — таков его реальный статус, определяющий круг его полномочий
до вполне конкретного исторического момента куратором была Власть

тут необходимо еще одно уточнение, касающееся различия между фигурой куратора и фигурой заказчика
чтобы не ударяться в отвлеченные рассуждения, достаточно назвать главных заказчиков искусства — церковь, знать (дворянство), зажиточный горожанин-буржуа
вместе они веками образовывали символическую фигуру Власти

так вот после вполне конкретного исторического момента, а именно Великой французской буржуазной революции, отстранившей от реальной, несимволической власти и Бога и аристократов, фигура куратора-мажордома целиком слилась по контуру с фигурой буржуа, ибо отныне вся реальная власть перешла в его руки — он стал Властью
транспонируем эту ситуацию из символического плана обратно в реальность, и получаем картинку нового интерьера искусства, в которой мажордом превращается в эконома, а единственным интегралом-коррелятом — поправочкой на социум, вместо идей и инспираций, становятся деньги

в символическом плане это выглядит как выведение — втихую, по черной лестнице — художника заодно с его искусством из храма, изгнание в тот мир, в котором он уже не мастер, а такое же частное лицо, индивид-предприниматель, как любой сапожник или лавочник, а искусство — производство красивых и, в общем, вполне бесполезных вещиц на потребу

чью потребу?.. того же буржуа — с его похотью, тщеславием и страстью к самоутверждению в как можно более высоком социальном статусе, которым он изначально обделен — ибо все человеки равны в правах на, а взамен былой одушевленности идеей совершенства буржуазный социум на корню инспирирован идеей карьеры

в таком имперфектном социуме искусство вместе с сакральностью теряет и свойство фильтра-интеграла — выпадает из социокода...

___
* наряду с глаголами, коих можно уподобить буйволам за колоссальный объем лингвистической работы по вспашке целины Универсума

**с известной натяжкой и вычетом некоторых, немаловажных в более широком историческом контексте, подробностей, можно сказать, что до формирования интерьера науки, начало которому трудами Бэкона и Галилея было положено в то же время, искусство наряду с религией и было социокодом par exellence

*** "кризисный дискурс" ровесник эстетики как отдельной философической (читай проблематизирующей) дисциплины: проблематизация возникает не на пустом месте в праздных головах, а там, где налицо реальные проблемы
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт Google Facefook.com ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.