Андрей Безукладников Об инвестициях в фотографию |
|
Российский рынок фотографии ждут интересные времена – полторы недели назад УК «Лидер» приступила к формированию двух ЗПИФов, средства которых будут направлены на покупку произведений искусства. Один из фондов называется «Собрание. Фотоэффект». На деньги пайщиков будут приобретаться фотографии известных мастеров. Стоимость «входного билета» – 3 млн рублей. Правда, о формировании первого подобного фонда пока мало кто из галеристов слышал, да и стать пайщиком ЗПИФа сможет отнюдь не любой желающий – фонд предназначен лишь для квалифицированных инвесторов. Подробнее на сайте журнала «Финанс» |
В другом смысле о том же "распределении" (термин, Саша, неудачен) можно говорить в контексте стратегии УК (управляющей компании - www.grand-capital.org
Термин "квалифицированный участник" в законодательстве появляется не как дань "знакомству" с конкретной предметной областью (здесь: фотография), а как некоторая структура отношений, вытекающая из УЧАСТИЯ в ЗПИФе (грубо говоря, "скока денег дал" и что они составили (доля) в общем капитале). В этом распределении (не инвестиций, а ролей) и есть особый смысл: имеющие деньги доверяют управление ими профессионалам, знакомым с конкретной областью.
В этом смысле и тебе, и Андрею Безукладникову, etc. (всем претендующим на роль эксперта) вполне доступно выступить либо в качестве учредителя управляющей компании (регистрация, до этого - обучение на предмет "ценные бумаги", лицензия), либо экспертом (по приглашению некоей управляющей компании).
Что будет интересовать ЗПИФ при выборе УК? - кончно, капитализация (насколько возрастет стоимость активов ПИФа за конкретный период времени).
А это значит, УК должна пообещать рост стоимости активов, при этом полагая, что цены на (отдельные, конечно, фотографии) ЗАВТРА будут значительно выше, чем СЕГОДНЯ, и потому их (по списку, определенному экспертом) следует приобретать.
На самом деле модель привлечения такой организационно-правовой формы как ЗПИФы вполне логична, но может (для сегодняшнего дня) считаться излишне громоздкой: рынок произведений искусства (а тем более его сегмент: фотография) в России не сложился, и - дескать - чего мудрить?
Но, м.б., такие ЗПИФы, появляясь, формированию этого рынка и послужат.
К тому ж, как любит говорить один мой знакомый, "важно не гнаться за волной, а встать туда, куда волна придет"...
Но у ДРУГОГО мнение может быть иное;-)
Соответственно деньги (инвестиции) утром, фотографии вечером.
Но деньги вперед;-)
Как правило, надо выбрать что-то одно.
Если первое, то открывать компанию необходимости нет: потребуется она - можно ее подыскать.
А уж УК подыщет экспертов;-)
именины сердца
сама идея-то правильная, но она висит в воздухе, нет критической массы чтобы сработало: может чего и наскребут по сусекам, но вот обратно продать, да еще и с наваром?.. ой ли...
если это вообще не очередное кидалово...
rbcdaily.ru
«Арт-рынок: искусство и инвестиции»:
finam.fm
[Ой, боюся, пролетят так же как предыдущие воротилы]
То, что рынок искусства, как и любой другой рынок, растёт во время нарастающего лавинообразного спроса и надувается в ничем необеспеченный пузырь.
Рост этот возможен только при постоянном втягивании в эту игру в «коллекционера-инвестора» новых игроков.
Пик того, когда русская олигархия наиграется в «Коллекционера» и «Русское искусство» скоро пройдёт, дальше начнётся сильный спад.
Когда количество желающих продать сильно превысит количество желающих прикупить пузырь лопнет.
Цены в течении полугода обвалятся в 2-3 раза.
Не нужно забывать, что не зря всё это называется рынком. Все рынки производных инвестиционных инструментов работают по одним общим принципам. Будь то фондовый рынок, рынок недвижимости, или денежный рынок (кредитный).
Деньги на рынке не производятся из воздуха. И если вы хотите приобрести за тысячу картину, которую за десять лет до этого приобрели за 5 тысяч, то разницу в 4 тысячи естественно кто-то «прошляпит».
Как и на любом рынке в самой выгодной позиции находятся посредники, которые не рискуют потерять или приобрести на ценовом движении, свои комиссионные они всегда получат. На рынке искусства роль посредников играют аукционные дома.
Нужно также понимать, что с точки зрения инвестиций выгоднее покупать те предметы, горизонт стабильного и высокого спроса на которые простирается минимум на 10 лет. Русское искусство обеспечить стабильный спрос (а значит и ценообразование) не способно. Сейчас для инвестора намного безопаснее покупать китайское или американское искусство, потому как на него будет стабильный спрос от новоявленных нуворишей двух самых крупных мировых экономик
Ваш любящий,
Капитан Очевидность
Вот вы сами пишите, что большую часть русской фотографии покупают иностранцы. Формируя довольно жидкий спрос, которого даже на классиков и совр. классиков явно не хватает, чему подтверждением русские торги, о которых вы сами здесь объявляли (многие авторы, даже по довольно средним ценам [а для мирового рынка низким], не продались).
Тогда, как большую часть китайского искусства покупают сами китайцы, с американским тоже самое. Это говорит о большом внутреннем спросе.
Здесь мы обсуждаем серьёзных инвесторов готовых вкладывать в коллекции миллионы капусты, они задают тренд.
Вы же пишите о меляке, который (и то потенциально) будет что-то покупать за 1-3 тысячи обамовских единиц.
Спросите здесь у Музалёва, продающего свои авторские отпечатки с тиражом в 10 экз. по 100 баков, много у него покупают? Единицы за год.
Вот вам и спрос собирателей альбомов. Кушайте.
Когда уйдут крупные деньги рынок сильно просядет. Это может не затронуть нижний ценовой сегмент в 1-3 тыс. Но и не о каком росте (интересном для крупных инвестиций) в таких условиях речи идти не может.
Выше была ссылка на фонд вбухавший 500 лям. зелени, который побарахтался, вышел с убытком и закрылся (да, и они инвестировали в русскую фотографию тоже). И это не теория. Это факт.
«По данным компании, на конец сентября 2012 года активы ПИФа «Собрание. Фотоэффект» составляли 13,64 млрд руб. В «Агане» не раскрывают условия будущего аукциона: в январе компания пыталась продать фонд четырьмя лотами за 14,88 млрд руб., но торги были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
«Агана» первоначально создавала фонд на 15 лет с доходностью 12—14% годовых и собиралась организовать в 2012 году продажу паев через производные инструменты на Лондонской и Люксембургской биржах. Паи фонда были допущены к торгам на ММВБ в апреле 2011 года. Ликвидность активов планировалось обеспечивать за счет продажи в год по 2% активов фонда. Также получать прибыль предполагалось за счет организации фотовыставок.
Фактически же доходность фонда по состоянию на конец сентября 2012 года была отрицательной (-6,55% годовых).»
Отсюдова: rbcdaily.ru
Инвесторы не будут.
Коллекционеров местных больше не становиться, зарубежные — это ограниченный спрос.
Естественно, купить, например, отпечаток у вас (или Бахарева, или ещё кого) без посредников (в виде галерей) будет выгодно.
Но это единичные продажи.
Много вы за последние 5 лет без посредничества отпечатков продали? [если у вас соглашение с представляющей галереей о запрете приватных продаж не подписано].
Галереи отгребают +50% к цене, любой думающий собиратель в России обратится к автору напрямую и купит.
Но проблема в том, что это всё мизер для рынка фотографии. Наш местный рынок в его сегодняшнем состоянии не способен прокормить больше 20-30 авторов с рынка. Бесспорно, хорошо, что вы входите в это число. Может быть поэтому смотрите на всё это с таким оптимизмом. Но это не показатель общей картины
Говоря о собрании "Фотоэффект". Я не знаю об одном и том же ли мы говорим. По времени совпадает. Мой агент года полтора-два назад сказал мне, что люди из "газпромовского фонда интересуются двумя моими работами, но ТРЕБУЮТ!!! снизить цену на работу "Дефиле"." Я возмутился и отказался. Но тема меня заинтересовала и я попросил сказать кто у них еще есть. Кроме нескольких классиков оказались одни незнакомые имена. Через несколько месяцев я услышал, что "газпромовский фонд" разорился. Из этого я сделал далеко идущие выводы, что люди занимавшиеся фондом а)не компетентны, б)не кошерны (извините за еврейский слэнг).
Уж не знаю какие у них мутки с Газпромом, но то, что кого-то крупно на*бали (извините за не еврейский сленг) на четырнадцать миллиардов семьсот тридцать одну тысячу рублей, очевидно.
Что касается арт-рынка США, то в одном Нью-Йорке мирно проживают около 1000 художественных галерей (пусть даже только 20% из них занимаются фотографией). И не думаю, что они кормят 20 авторов, думаю больше. Минимум на порядки больше
Потом, если продаются время от времени, то не факт, что живут с этого. Еще про галереи США. Есть много галерей, которые продают фотографию, но не работают с авторами. Т.е. продают отпечатки 1) умерших авторов, 2)неизвестных, просто красивые картинки. По настоящему хороших галерей, включая торгующих совриском, не более ста в Нью Йорке. Уверен, что даже меньше. Галереи на каких-нить сто восемьдесят лохматых улицах вообще можно не считать.
Про Нью-Йорк и специализацию согласен. Америка не один Нью-Йорк (и даже не два)
Суммарная начальная цена всех лотов (расчетное значение, в т.ч. НДС): 14 879 824 318,95 руб.
www.b2b-center.ru
Продано 4 лота (вся коллекция была разделена на 4 больших групповых лота) на общую сумму (Цена с НДС) 148 798 243,18 руб.
www.b2b-center.ru
(Если кликнуть на название каждого лота, можно увидеть как снижалась цена).
Потери:
-14 731 026 075 руб. (минус четырнадцать миллиардов семьсот тридцать одна тысяча..)
Или прибл. -99,01% от изначальной оценки.
Информации о том, что это были деньги Газпрома я не видел. Фонд был закрытый и список инвесторов не публиковал.
Как вам порядочек цифр?