Наверх
НачалоСообщество Форум Профессиональные аспекты фотографии Тема: (пере)Продажа заказных съёмок журналами - ваше мнение?

Тема: (пере)Продажа заказных съёмок журналами - ваше мнение?

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Александр Лепёшкин
(пере)Продажа заказных съёмок журналами - ваше мнение?
NB! Эта тема адресована не любителям фотографии и даже не художникам, творящим прекрасное и вечное для продажи через галереи, а профессионалам, делающим фотографии на заказ для журналов (СМИ) за деньги. Мне хочется знать их мнение. Комментарии юристов не менее интересны.
NB2! Мне кажется, что вопросы авторских прав обсуждаются в профессиональном сообществе совершенно недостаточно; здесь, на форуме, тоже. Мне кажется, что нам никуда не деться от проклятых вопросов и чем раньше и чаще мы будем их поднимать, тем лучше.


Читая тексты договоров журналов с авторами, порой вижу, что издание приобретает исключительные права на съёмку и прямо оговоривает своё право затем продавать сделанные автором фотографии третьим лицам. Без каких-либо ограничений и без выплат или отчислений автору от этих перепродаж. Мне такой поворот отношений не нравится. Более того, мне он кажется довольно странным. Я привык к покупке права на публикацию даже в том случе, когда съёмка сделана на заказ журнала, более того, организована и профинансирована им. (Контакты пишущего материал (штатного) автора, билеты, гостиница, суточные.) При этом вполне естественно выглядит защита интересов заказчика: запрет на использование автором этих материалов в других изданиях в течение определённого, но не чрезмерного срока, например, трёх лет. Какие-то другие требования, может быть, обязательно указание издания-заказчика при экспонировании.

Желание издания торговать пополняющейся "естественным путём" фотобиблиотекой теперь для меня уже не удивительно. (Хотя это всё же другой бизнес, на мой взгляд.) Но при этом логично было бы отчислять процент автору, как это делают фотоагентства. (Или делать наценку см. ниже.)

В редакциях на мои вопросы в таких случаях отвечают очень уверенно: "у нас такая бизнес-модель. Вам надо было поинтересоваться перед тем, как браться за исполнение заказа и если вас она не устраивает, то просто не работать для нас".

В том, что юридически там всё корректно, я (почти) не сомневаюсь. Особенно когда я сам уже подписал договор :) Я сейчас хочу затронуть не формальную, а содержательную сторону таких сделок.

Если б в изданиях с покупкой исключительных прав гонорар в разы отличался от тех, кто покупает право на публикацию (т.е. платили бы в три или даже в пять раз больше, короче говоря), то тогда у меня сомнений бы не было. Т.е. один раз они оплатили собственно гонорар, а сверх него среднеожидаемую отдачу от будущих продаж. Если изданию удастся перепродать мои карточки пятьдесят раз - значит, оно заработает больше, часть из этой прибыли уйдёт на покрытие выплат за те работы, что продались мало или совсем не продались.
На практике такой разницы я не вижу, т.е. платят (условно говоря) столько же, сколько другие (покупающие право однократной публикации), а получают совершенно неограниченные возможности. Главное: большую фотобиблиотеку можно продать целиком. Т.е. не возиться с штучными ежедневными продажами, а сорвать большой куш. По оптовой цене, быть может, но зато очень большой пучок.

Как часто вы встречаете одну и другую модель взаимоотношений с автором? Как вы относитесь к практике покупки исключительных прав? Считаете ли вы её нормальной? Справедливой?
Идут ли заказчики на подписание договора, составленного вами, а не их штатными юристами?
Расскажите!


PS. Для меня близка и важна российская реальность. Сравнение с другими странами может быть любопытным и познавательным, но я знаком лишь с российской практикой.

PPS. Я сейчас говорю о пресс-фотографии, исключая рекламу в узком смысле слова. Допускаю, что рекламные имиджи продаются именно с потрохами, там своя специфика, но прошу всё же ограничить обсуждение, чтобы не утонуть.
13 сообщений в этой теме
 
Александр Курлович
Всё зависит от договора автора с изданием. Если фотографии переходят в эксклюзивную собственность и выплата гонорара при перепродаже не оговорена, то увы...

Вопрос, какой договор подписывать и на что пойдут заказчики, зависит от нескольких вещей. Во-первых, насколько они заинтересованы в вас, а во-вторых, от вашего умения вести переговоры.

Я не думаю, что в издании предусмотрена только одна "бизнес-модель", скорее она более желательна для них.

"Нормальность" и "справедливость" - простите, категории не из области бизнеса. Если это законно, значит имеет право на жизнь, а подписывать или нет - ваш выбор, вам ствол у виска не держат. Такова жизнь.
 
Александр Лепёшкин
> Всё зависит от договора автора с изданием.

Да-да, это очень точно подмечено.

Жизнь такова, что мне хотелось услышать поменьше общих слов и побольше личных впечатлений (если в бизнесе бывают впечатления). Сталкивались ли вы с ситуацией покупки ваших фотографий "в эксклюзивную собственность" именно изданиями (например журналами) и если да, то как часто по сравнению с покупкой права на публикацию? Заметна ли была разница в гонораре? Если вы отказывались от подписания эксклюзива, то что было дальше? Говорили ли вам, что редакция не может и не будет менять свой типовой договор ради одного (строптивого) автора? Держали при этом ствол у виска или нет - я не спрашиваю, это уже интимная деталь.

Добавлю, что речь идёт не о заказе на книгу с десятками и сотнями иллюстраций, а о текущей журнальной работе. Которая момента "переговоров" по существу не предусматривает. Такова жизнь.

PS. Своим постом я обращался к коллегам, т.е. фотографам. Мне кажется, что вам ближе позиция изданий и вы исподволь хотели внушить мне правило "всяк сверчок etc." Cомневаюсь в успехе.
 
Alexander Chelmodeev
Действительность с которой уже 3 года мне приходится бороться такова, что заказчик не понимает разницы между покупкой фотографии и приобретением права на использование снимка. А также того, что стоимость прав на использование одного и того же снимка может отличаться на порядок в зависимости от условий использования. Также не понимают, почему в комлект с полученными отпечатками не входят файлы-хайрезы. И почему они не могут получить 100 хайрезов, для того чтобы из них выбрать и оплатить только 5.

А недавно вообще фокус сделали. Спустя полгода после выполнения заказа мне наконец удалось убедить заказчика, что надо произвести оплату. Был составлен договор... Это у нас местная специфика - сначала устный договор, потом - работа, а потом договор на бумаге. Вобщем-то схема в итоге срабатывает, хотя не без казусов. Фокус был в том, что договор согласовали и подписали, но я не смог сразу забрать свой экземпляр. Потом оказалось, что исправили 1-ю страницу, убрав фразу, которая не понравилась, а именно: "работы предоставлены для однократного использования..." Пришлось долго объяснять, что я лучше откажусь от оплаты, чем соглашусь с таким текстом договора. Убедил, договор исправили и пришлось идти в кассу.

А насчёт незаконного повторного использования полученных снимков даже слушать не хотят. Искренне возмущаются: "Мы заплатили? Заплатили! Значит будем использовать как хотим и сколько хотим". Гавный редактор городской газеты на мои претензии сказал с уверенностью, в которой трудно было усомниться: "Иди в суд - однозначно проиграешь". Честно говоря, бесполезно тратить время на суды не очень хочется. Я лучше пойду поснимаю чего-нибудь...
 
Александр Лепёшкин
> ... заказчик не понимает разницы между покупкой фотографии и приобретением права на использование снимка.

В Москве это сейчас имхо возможно только в случае частных лиц. В редакциях всё знают и понимают. Хотя в районных газетах всякое может быть, я с ними не сталкивался.

> ...договор согласовали и подписали, но я не смог сразу забрать свой экземпляр. Потом оказалось, что исправили 1-ю страницу, убрав фразу, которая не понравилась, а именно: "работы предоставлены для однократного использования...

А подпись вашу переклеили??? Или они ненужные слова замазали белой мазилкой? То, о чём вы рассказываете, попахивает подделкой документов или подлогом, не знаю как точно это должно квалифицироваться.
 
Александр Курлович
Не все знают, что подпись ставится на каждой странице, и не в такой редакции будут просвящать.
 
Александр Курлович
Значит так, тёзка.

1) По закону, обе стороны, кроме подписания договорв в конце, ставят подписи на КАЖДОЙ его странице - именно во избежание подобных казусов.

2) Если есть договор на одноразовое использование работ, после суда этот уверенный редактор будет столь же уверенно получать порку :) Советую пойти к юристу, показать договор и задать вопрос, стоит ли идти в суд. В принципе, если интересно, могу помочь с этим.

С чем только не приходилось сталкиваться... Например, человек, которого снимал на пресс-конференцуии, заявил, что все фотографии - его собственность, так как он на них изображен. Всеръёз :) Занятное было объяснялово.
 
Alexander Chelmodeev
1) Моя сторона ;) на первом варианте договора подпись поставила на каждой странице, что не помешало их стороне вставить новую первую страницу без моей подписи. О, кашмар... Сейчас вспомнил, что на последнем варианте я не расписался, значит при желании можно опять изменить, как вздумается. Одно успокаивает, что после нашей беседы этим они не станут заниматься. Но небольшой урок на будущее получили все, я в том числе.
2) Суд законный и справедливый только в теории, тем более в нашем городке. Судьи продажные, на чью сторону они встанут: на сторону безработного или на сторону администрации города и главного редактора главной городской газеты? Адвокатов с практикой ведения дел по авторским правам у нас в помине нет. В маленьких городках ещё такой нюанс есть: в принципе все со всеми знакомы и постоянно вынуждены встречаться и общаться, поэтому лучше мирно разрешать конфликты.
3) Изображённый человек слышал звон, но отчасти он прав - не любая публикация с его изображением законна без его согласия. Не собственник, но некоторые права имеет.
 
Александр Курлович
Да, не слабо обстоят дела у вас... Прямо скажем не слабо. Вообще, часто забываешь, что маленький город - это замкнутое пространство со своими законами. Вообще говоря, тут всё зависит от нескольких моментов - насколько вы хотите идти до конца в том числе. Горсуд - не последняя инстанция, вообще-то, но нежелание воевать в маленьком городе я вполне понимаю.

Уроки есть, да - в том числе забирать договор сразу ;)
 
просто Бэндер
Да... российская практика внушает много радости)))
 
Андрей Безукладников
Здесь российская специфика во всем. Разумения нет как у заказчиков, так и у исполнителей. Если бы никто из исполнителей не подписывал невыгодные им контракты, то и у заказчиков не было бы искушения настроить все на свой интерес. Типовой контракт - это шаблон, являющийся "рыбой" для начала переговоров. Проблема состоит в том, что убывающе мало фотографов способны создать уникальную стилеобразующую картинку с предсказуемой постоянностью. С такими авторами у издателей как правило эксклюзивные отношения. Остальные - "пушечное мясо".
 
Александр Лепёшкин
> Если бы никто из исполнителей не подписывал невыгодные им контракты...

У меня есть два соображения.
1) Мне почему-то кажется, что часть фотографов не читает договоров, просто подмахивает не глядя. Вряд ли здесь (на форуме) можно выяснить какова эта доля, но интересно хоть что-то узнать.

2)Это уже не кажется - часто договорённость о съёмке не просто устная. Она стремительная: всё происходит по телефону и решение нужно принимать моментально. Если автор а) ещё не занят, б) его интересует задача и в) устраивает сумма, то сразу же нужно его аккредитовывать. Времени на получение текста договора, его чтение и последующие переговоры просто нет. Я не случайно делал тут уточнение, что речь идёт о повседневной работе, а не о спецпроектах, которые могут готовиться тщательно и заранее. Текст договора обычно видишь уже после того, как работа сделана, принята и опубликована. В этой ситуации отказаться от навязываемых условий - бросать тень на предложившего эту работу рядового сотрудника. Который скорее всего не задумывается о всех этих моментах. Таким образом, ситуация может быть разовой работой с данным журналом (издательским домом). Но повторяется снова и снова, т.к. изданий много. У меня было именно так.

Интересно услышать отзывы тех, кто работает регулярно на условиях полной продажи. Т.е. не наступает на грабли снова и снова, а идёт на дело осознанно.
 
Александр Курлович
1) Уверен в этом. Наших авторов практически уговаривать приходится прочитать договор до подписания, не всех правда.

2) Довольно сложная в решении ситуация, особеннодля начинающего - выбора часто не оставляют.
 
Сергей Петров
в штатах без адвоката никуда в присутвствие не ходют. а у нас решают по понятиям. и верно
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.085441 sec