Сигареты 17, в раме

В начале 1970-х, Ирвин Пенн начал собирать выброшенные сигаретные окурки. Он находил их на улицах, приносил в студию и фотографировал. Окурки располагались на плоском фоне, по одному, парами или группами. Пенн снимал их в «макро», собирая каталог их изменчивых форм. Фотографии Пенна превратили один из самых распространённых продуктов потребительского общества, который выбрасывается после использования, из обычного мусора в символ, представляющий современную культуру. Вырвав эти окурки из их привычного контекста, тротуара или земли,  фотографии Пенна заставляют зрителя сфокусироваться на чём-то большем, чем просто остаток догоревшей сигареты.

Сигареты 34, 1972

Хотя наибольшей известностью Пенн обязан модной и портретной фотографии, он начал снимать натюрморты в 1930-х, в основном фокусируясь на объектах потребительской культуры и фрагментах цветов. Первой его обложкой Vogue стал один из ранних натюрмортов, на котором изображены сумка и пара перчаток, декорированные апельсинами и лимонами (1943). Это была первая обложка журнала, на которой не было модели. В 1975, через три десятилетия, в том же журнале была опубликована серия «Сигареты». Однако, в основном натюрморты были персональными проектами фотографа, а не работой на заказ. Огромным успехом, которого он достиг в карьере, Пенн в немалой степени обязан вниманием к деталям, которое прослеживается во всех его съёмках, независимо от тематики: от замороженных овощей до моделей Vogue, или увядших цветов.

Сигареты 82, Нью-Йорк

Сигареты 11, Нью-Йорк

Серия «Сигареты» печаталась с использованием платино-палладиевого процесса, дорогой техники, которая достаточно сложна в исполнении, но позволяет передать более широкий диапазон тонов и большее количество нюансов изображения. Пенн стремился подчеркнуть материальность сигарет, поднимая мусор до статуса высокого искусства. Сфотографированные столь детально, эти изображения подчёркивают текстурные качества обугленных остатков табака и тонкость тона на бумаге, обожженной пламенем. Хотя Пенн и до этой серии использовал платиновую печать, именно серия «Сигареты» – первый для него пример осознанного соединения сюжета и техники как эстетического выбора. Когда Джон Шарковски в 1975 году посетил студию Пенна и увидел эту серию, он через несколько недель сделал первую выставку фотографа в Музее Современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Эти фотографии интерпретировались множество раз и весьма по-разному. Кто-то видел в них некий комментарий на тему опасности курения, тогда как другие рассматривали их как медитацию на тему смертности и разложения. Но независимо от интерпретации они остаются мощным напоминанием о фотографическом мастерстве Пенна и его умении превращать обыденное в экстраординарное.


Ирвин Пенн, автопортрет-отражение

Ирвин Пенн прославлен как один из величайших фотографов двадцатого столетия. Его портреты и фотографии моды известны во всём мире и ценятся равно высоко как критиками, так и публикой.

Оригинал на сайте SOL DIN
Перевод с английского Александра Курловича