Анемоны, Швейцария © Flor Garduño

Флор Гардуньо, родившуюся в 1957 году, можно назвать образцовым примером того, как художник исследует женские формы. Фотографии Гардуньо осторожно погружаются в вымышленный женский идеал, переосмысливая человеческое тело в повествовании о традиционном изображении женщин сегодня. Её фотографии имеют сказочное качество, которое часто содержит намек на сюрреализм, что указывает на особый и личный эстетический язык, позволяющий отражать причудливость повседневной жизни. Комбинируя чувственную природу женственности с прикосновением сверхъестественного, Гардуньо использует женское тело как холст, для передачи нарратива. «Я использую тело, чтобы рассказывать истории, воссоздавать мифы и личные мечты», – говорит Гардуньо. «У меня нет сексуальной мотивации при съёмке женщин. Это просто процесс совместной работы, непредубеждённость моделей, их открытость и интимность позволяет им цвести, словно цветам, и проявлять глубинное». Её работы с обнаженным женским телом одновременно мощны и деликатны, и дарят более глубокое и личное отношение к фотографии, привнося исключительный поэтический компонент в её работу.

Элегантное платье, Мексика, 1997 © Flor Garduño

В работах Гардуньо женские формы усиливаются и подчёркиваются вставками богатых фактурных компонентов, создающих мощную и воздушную композицию, чтобы раскрыть художественную традицию изображения женщин. «Элегантное платье, Мексика, 1997» – пример уникального подхода Гардуньо. В композиции представлена часть женского торса, который выступает за пределы фотографии (то есть обрезан кадрировкой). Часть груди и живота перекрыты большими, волнистыми листьями, выступающими также из-за границ кадра. Правая грудь и пах модели открыты. В чём-то эта работа схожа с другой известной фотографией художницы, «Вечное платье, Мексика, 1999», природные элементы, такие как цветы и листья сняты вместе с фигурой, обрамляя обнаженное тело, усиливая впечатление. Здесь волнистость листьев мягко рифмуется с естественными изгибами тела модели. Расположение листьев так близко от открытых гениталий напоминает историческую традицию скромного «фигового листка». Однако, это впечатление вывернуто наизнанку напряженностью соска и лобком, выглядывающим из-за листвы.

Вечное платье, Мексика, Mexico, 1999 © Flor Garduño

Это взаимодействие между миром природы и женскими формами усиливается работой Гардуньо со светом и тенью с помощью которой она вносит в свои композиции драматический элемент. «Та, что с маргаритками, Мексика, 1999» также демонстрирует это единство, представленное чистотой и чувственной силой тела. Обнаженная женщина лежит лицом вниз на скалистом ландшафте. Её тело слегка изогнуто влево, а руки подняты этим мягким движением, поддерживая над головой длинные тёмные волосы. Её тело посыпано головками маленьких белых цветов, бриллиантовая белизна их лепестков уравновешивается более приглушенным и серым тоном тела и фона. Белые цветы исторически ассоциируются с невинностью, юностью и красотой, и эту триаду Гардуньо воспевает и неразрывно связывает с женской формой, которую мы видим здесь. Лицо модели на фотографии скрыто, так что у нас просто нет другого выбора, как сосредоточиться на телесной форме.

Монеда, Швейцария, 2001 © Flor Garduño

Та, что с маргаритками, Mexico, 1999 © Flor Garduño

Женщины долгое время изображались в искусстве как таинственные ничтожества, однако, Гардуньо переворачивает традиционные представления. Её женщины – загадочные и идеализированные создания, одновременно сильные и самодостаточные в своём присутствии, выраженные в таких работах, как «Монета, Швейцария, 2001». Обнаженная женщина стоит в центре изображения перед монохромным фоном. Её поза сильна, с расставленными бёдрами и руками, поднятыми над головой и держащими рукоять огромного меча. Меч визуально удлиняет её тело, он направлен вниз, касаясь острым концом пола меж ног модели. Лезвие проходит вверх по ее телу и располагается между грудей, в то время как расширение у рукояти полностью закрывает ее лицо. Есть некоторая странность в том, что модель на этой фотографии выглядит сильной благодаря своей позе, и при этом полностью обезличена, так как её лицо скрыто полностью тем, что исторически является мужским инструментом чести и войны. В последние 30 лет работы Гардуньо затрагивают множество тем, в основе ее подхода лежит современное понимание женской формы и ее роли в фотографическом изображении. Ее работы проницают время, раскрывая себя как аспекты нашего общего бессознательного и силы женского начала.


Flor Garduño

Флор Гардуньо – одна из ведущих фотографов Мексики, чьи работы вдохновлены людьми, пейзажем, литературой и искусством ее родной страны. Глубоко тронутая трудностями, с которыми сталкиваются коренные народы страны, Гардуньо в своих работах часто ссылается на традиционную мексиканскую жизнь, иконографию и фольклор.

Оригинал на сайте SOL LDN
Перевод с английского Александра Курловича