Обложка книги «Фотография. Николай Кулебякин»


Фотография. Николай Кулебякин
Евгений Березнер — идея, концепция, составление;
Иван Филимонов — дизайн.
М., «ZEBRA», 2021.
ISBN 978-5-907486-10-2
Полистать книгу


«Книгу приятно взять в руки», — часто именно такими словами предваряются тексты рецензий на печатные издания. И, наверное, даже слишком часто: многократно повторяемое искреннее выражение самого благородного чувства грозит незаметно превратиться в скучный и безликий штамп.

Книги, о которой сегодня пойдёт речь, это не касается. Её без всяких кавычек приятно держать в руках. Это ни с чем не сравнимое, так называемое тактильное ощущение — незабываемое чувство шелеста живых страниц и плотной тяжести новорожденного издания — чувство, так близкое поколениям, выросшим и воспитанным на прямом диалоге с натуральными, подлинными по своей сущности бумажными носителями.

Что же это за книга? Называется незатейливо: «Фотография. Николай Кулебякин». Впрочем, композиционное расположение на обложке этих трёх слов, допускает и альтернативное их прочтение: «Николай Кулебякин. Фотография». Такой приём логичен ещё и по той причине, что как бы исподволь подчёркивает органичную неразрывность: название жанра / фамилия одного из его ярчайших представителей.

Разворот книги «Фотография. Николай Кулебякин»

Имя Николая Кулебякина хорошо известно профессионалам — коллегам-фотографам, искусствоведам, арт-критикам. Знают его и в среде отечественных любителей искусства фотографии, но, скорее, по принципу: «знают-то все, но не знает никто». В том смысле, что его работы, с одной стороны, знакомы многим, с другой — далеко не каждый способен сразу назвать имя их автора. Между тем, Кулебякин за более чем сорок лет творческой деятельности, принял участие в десятках выставок, издал несколько солидных книг и альбомов. Его работы отмечены во Франции, Дании, Швейцарии, США и других странах. Но зачастую бывает так, что достойная оценка творчества российских фотографов (как и представителей прочих видов искусства) со стороны наших европейских и заокеанских коллег обращается парадоксальной противоположностью — высококлассных российских мастеров в самой России привечают ощутимо реже, чем за рубежом. И, посвящённое фотографии новое издание, которое хотя бы в какой-то мере поспособствует разрыву этого порочного круга, можно назвать весьма своевременной.

Возвратимся, однако, к облику книги. Высокое качество бумаги воспринимается здесь как аксиома. Прямо связанная с ним осязаемая гармония объёма (всего четыре десятка фотографий) и формата, равно как и продуманные пропорциональные соотношения высоты и ширины страниц, помимо чувственных категорий, о которых мы говорили выше, придают ей вполне реальную архитектоничность. Структура разворота едина: практически белое поле — слева, насыщенный фон — справа. Почти предельная строгость шрифта в нижней части левой страницы целиком и полностью соответствует заданному аскетизму текста обложки. По замыслу дизайнера книги, в системе отдельно взятого разворота даже горизонтальные авторские фотоснимки создают общий вертикализм композиции, к которому и обращается взгляд читателя, традиционно стремящийся от левого фланга к правому. Разумная пропорция пятен и «полей», хотя и не единых по габаритам, окончательно завершает композиционный строй каждой из страниц, делая их визуально устойчивыми и, соответственно, оптимальными для восприятия.

Разворот книги «Фотография. Николай Кулебякин»

Лексический аскетизм заглавия мудро закрепляется как самим выбором классического шрифта, так и вариативной сдержанностью (три разновидности кегля, не считая аннотации), продолжаясь строгим стилевым единообразием страниц издания — от начала и до конца. Смелый бросок цвета на обложку настраивает читателя на конкретное и даже где-то ожидаемое восприятие контента. Цветные и чёрно-белые фотографии сведены в группы, придающие содержанию определённую цикличность. Завершение книжной фотогалереи также логично: повествование замыкается ярким цветовым «пятном» снимка, обладающим неслучайной антропоморфностью и сделанным, как и фотография на обложке, по особой авторской технологии. Этот приём заставляет подсознание в нужное время «вспомнить» о начале и, таким образом, оперативно «возвратить» читателя к его первому впечатлению от книги.

Нынешним поколениям россиян трудно даже представить, что подобные «бихевиористские» приёмы были жарко критикуемы в советскую эпоху, и это тогда могло гарантировать авторам немало серьёзных проблем. А уже начиная с постперестроечной эпохи, вдруг выяснилось, что приёмы эти не просто безвредны, но и более чем уместны. Здесь, в новой книге их применено немало, и дело не только в неповторимой творческой манере автора фотографий, но и в той задаче, которую поставил перед собой дизайнер. О вкладе последнего в успех книги, как, наверное, заметил читатель, мы говорим постоянно. Иван Филимонов — профессиональный фотограф, который энергично ищет новые возможности для продвижения этого жанра искусства, обладающего ни с чем не сравнимой широтой воздействия на чувства человека и, в то же время, позволяющего затронуть самые потаённые философские и психологические пласты сознания (и подсознания — тоже). Мне достаточно хорошо знакома манера Николая Кулебякина, которая заключается, помимо всего прочего, в особой тщательности подачи и тончайшей «пространственно-временнόй» выверенности кадра, что способствует рождению подлинных произведений искусства. Беру на себя смелость утверждать, что и Филимонов придерживается таких же, или чрезвычайно близких к этому принципов. И потому можно с уверенностью говорить о том, что в книге «Фотография. Николай Кулебякин» автор фотоснимков и дизайнер книги удачно обрели друг друга. Это позволило достигнуть прочного, я бы сказал, синтетического единства процесса работы и, как следствие, итогового результата.

Разворот книги «Фотография. Николай Кулебякин»

Возможно, кто-то заметил, что о собственно творческой манере главного героя книги — Николая Кулебякина — мы упоминаем лишь вскользь, глубоко не вдаваясь в специфику его философского и художественного видения. И не только потому, что написать хотя бы пару строк о нём самом, или о его фотографиях — задача невероятно трудная. Но и по той причине, что речь мы ведём сегодня не столько об авторе, сколько о книге. Дело в том, что эта книга — не разовое, не единичное издание, а часть серии. И в следующих её выпусках свои фотоснимки представят другие мастера, деятельность которых умещается в том же временном периоде — приблизительно с 1980 по 2010-е годы. Неизменным останется лишь слово «Фотография».

Такой подход, принципиально избранный издателями (это инициатива, в первую очередь, Евгения Березнера), видится достаточно смелым. И, вероятно, покажется кому-то несколько рискованным. Может даже возникнуть опасение, что далеко не каждый из фотографов согласится подвергать свою творческую индивидуальность тем рискам, которые, якобы, изначально таятся в сферах, так или иначе сопряжённых с понятием серийности.

Но опасение явно напрасное: здесь этого не случится. Издатели дальновидно избрали метод «от противного»: круг авторов, согласившихся на означенные условия (к которым вполне подойдёт определение «экспериментальные»), был сформирован заблаговременно. Такой подход обладает и весьма важным позитивным качеством: он способен опровергнуть непонятно кем озвученный миф о невозможности проявления индивидуальных творческих начал в условиях некоей заданной системности.

Разворот книги «Фотография. Николай Кулебякин»

А пока мы с удовлетворением констатируем, что новая книга громко заявила о себе самим своим рождением. Теперь она живёт полноценной жизнью, превращаясь на наших глазах в значимую часть благородного общекультурного процесса. Того процесса, который, несмотря на все сложности и препоны разнообразного толка, происходит в России на рубеже первой и второй четвертей ХХI века. Мир культуры изменчив и непостоянен — предпочтения, которые, казалось бы, прочно забыты, спустя десятилетия обнаруживают тенденции к возврату. И такие явления, как издание «Фотография. Николай Кулебякин», повышают вероятность того, что представители идущих за нами поколений когда-нибудь, оставив в покое гаджеты, изъявят желание взять в руки и полистать настоящую бумажную книгу.


Для приобретения книги нужно написать Ивану Филимонову по адресу: taubenpost@mail.ru