Из серии «Печальные тропики». © Richard Mosse. Images courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Ричард Моссе исследует замещение на протяжении всей карьеры — начиная от людей, покидающих разрушенные войной страны, и до более недавних ситуаций с естественными ландшафтами и экосистемами. Он также получил известность, как автор, использующий различные нестандартные технологии, чтобы расширить границы документальной фотографии. В связи с открывающейся в Италии ретроспективной выставкой, он размышляет о своей жизни и карьере.

Прошлым летом, когда Ричард Моссе прочитал о пике лесных пожаров в бассейне Амазонки в Бразилии, он почувствовал себя обязанным поехать туда и сделать съёмку. По сведениям Amnesty International, Бразильский Национальный институт Космических Исследований зафиксировал 63 000 пожаров к концу Августа. Пожары 2020 года были самыми массовыми в Бразилии за десятилетие, при этом только в Сентябре количество пожаров выросло на 61% по сравнению с предыдущим годом.

Ричард Пиршус, Глава Amnesty International по кризисным ситуациям и окружающей среде, заявил: «совершенно очевидно, что бразильские военные не обладают знаниями или опытом, необходимыми для того, чтобы остановить тех, кто поджигает лес и незаконно захватывает охраняемые земли». В заявлении представителя Гринпис Бразилии Кристиан Маззетти прозвучали слова: «Бразилия в огне».

Из серии «Печальные тропики». © Richard Mosse. Images courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Прежде, чем отправляться в поездку на Амазонку, Моссе обдумал, как лучше всего представить ситуацию с эстетической стороны. Он решил приобрести дрон. По прибытии он много путешествовал по грунтовым дорогам, чтобы найти участки выжженной земли. Приезжая в место, которое «зацепило» его внимание, он запускал свой дрон. На нём была установлена многоракурсная камера, позволяющая запечатлеть масштабы разрушений. Позже, вернувшись в студию, Моссе использовал спутниковые технологии с помощью картографического программного обеспечения ГИС, чтобы переназначить узкую полосу частот спектральных данных на RGB. Всего он создал примерно 298 000 кадров, из которых и создал в дальнейшем свои работы.

«Работы выглядят очень живописно, и, отойдя назад на несколько шагов, вы увидите нечто, похожее на абстрактную картину или цветовое пятно, а с близкого расстояния сможете разглядеть детали», — сказал Моссе по телефону из своей студии в Нью-Йорке. Он сравнивает фотографии с «местными картами экологического кризиса», каждая из которых обладает невероятной глубиной и детализацией. «Были великолепные аэрофотографии Эдварда Буртинского, но у них есть только один определённый ракурс, направление взгляда. Я делаю нечто иное. Мы делаем десятки тысяч фотографий каждой выгоревшей области. И затем, вернувшись в студию, мы несколько месяцев работаем на мощных компьютерах, собирая эти изображения пространства в двухмерную карту». Фотографии свидетельствуют о том, как эта земля была намеренно выжжена в результате поджогов.

Из серии «Печальные тропики». © Richard Mosse. Images courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Моссе серьезно говорит об этой катастрофе, исходя из «хищных, разрушительных масштабов добычи золота и незаконных рубок», о том, как строительство гидроэлектростанций на реках лишает коренные племена рыбы и вынуждает некоторых переселяться. По его словам, самый большой виновник — мясная промышленность. «Мы приносим в жертву дождевые леса, чтобы иметь возможность есть дешевые бургеры», — сетует Моссе. «Я хотел показать боль Амазонии. Меня очень вдохновляет ещё и тот факт, что камеры, подобные той, что использовал я, доступны сейчас для всех — и для фермеров, и для работников горной индустрии. Так что, работа трогает зрителя на разных уровнях — эстетическом, метафорическом и юридическом, если угодно».

Колоссальное количество материала, отснятого в экспедиции, нашло свою кульминацию в новой серии фотографа «Грустные тропики» (Tristes Tropiques). Цепляющие, насыщенные цветом работы представлены сейчас на ретроспективе фотографа, «Замещённые» (Dbsplaced), в Fondazione Mast в Болонье до 19 Сентября 2021 года. Выставка, куратором которой был Урс Штаэль (), включает 77 крупноформатных работ от первых шагов Моссе в фотографии, привезённых из Косово, сектора Газа и с границы Мексики и США, до последней «Амазонской» серии.

Из серии «Печальные тропики». © Richard Mosse. Images courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Родившийся в 1980 году в Ирландии, Моссе получил магистерскую степень по фотографии от Йельской школы Искусств, хотя начинал учиться по специальности «Английская литература». В 2014, он получил the Deutsche Börse Photography Prize за мультимедийную инсталляцию «Анклав» (The Enclave), отображающую разрушенные войной территории в Демократической Республике Конго, использую снятую с производства инфракрасную плёнку для военных приборов наблюдения. Моссе провёл несколько лет, снимая Северный Киву, восточный район Конго, путешествуя туда и возвращаясь в Берлин, где он тогда жил. В 2017 году он получил премию Prix Pictet за серию «Тепловые карты» (Heat Maps). Используя тепловизионную камеру военного класса, которая может фиксировать тепло тела, он фотографировал лагеря беженцев на Среднем Востоке и в Европе, такие, как так называемые «Джунгли в Кале», снесённый в 2016 году. «Анклав», как и другая сделанная Моссе в Конго серия, «Инфра» (Infra), включены в ретроспективу, как и «Тепловые карты» и сопровождающая видеоинсталляция, «Наступающее» (Incoming).

Из серии «Печальные тропики». © Richard Mosse. Images courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Связующая нить

Моссе фотографирует геополитические ситуации, ломая рамки документальной фотографии, уже практически 20 лет. Эта двойственность его практики кратко отражена в названии выставки. «Я старался думать о крепкой нити, связывающей воедино всю эту работу и многие её частные проявления через форму замещения», — объясняет Моссе, прилетевший в Италию на развеску экспозиции. Хотя это буквально применимо к жизни мигрантов, его фотографии Амазонки передают «смещение окружающей среды и коренного населения, на земли которого вторгаются».

Думая о визуальной стороне дела, он замечает: «Есть в этом и некоторое замещение самой документальной формы как таковой, переход от журналистики к искусству, так что название имеет двойной смысл». Название также фиксирует смену направления работы Моссе, после того, как он оставил Магнум Фото, ради работы, имеющей отношение скорее к современному искусству.

Из серии «Ультра». © Richard Mosse, courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Возвращаясь к бассейну Амазонки. Работа Моссе, посвящённая дождевым лесам, делится на две части, затрагивая как макро, так и микроуровень. Ещё до «Печальных тропиков», он сделал совершенно непохожую серию, «Ультра» (Ultra) в Эквадоре и Перу в 2019 году. Он снимал растения, мхи и лишайники, ночью, с использованием ультрафиолетового освещения. Целью фотографа в этой макрофотографической серии было зафиксировать микро детали биолюминесценции. Моссе, по его словам, рисковал повредить себе зрение, так как в первые несколько ночей съёмки не носил защитных очков. «Я смотрел на форму эстетической красоты и захватывающую картину, которая причиняла мне личный вред», — говорит он о серии, вдохновленной романом Хосе Сарамаго (José Saramago) «Слепота» (Blindness).

Полученные крупноформатные фотографии люминесценции выглядят «иномирными» и колдовскими. На ум приходят фантастические произведения Джеймса Балларда (JG Ballard). Серия, впервые обнародованная на выставке в галерее Carlier/Gebauer в Берлине прошлой весной, зафиксировала резкую перемену в работах Моссе, после съёмок в лагерях беженцев и «горячих точках». Толчком к работе послужили как размышления об изменениях климата, так и стремление делать нечто более личное, интимное. «Я хотел показать, что мы сталкиваемся с потерей биоразнообразия», — говорит Моссе, использовавший камеру ультравысокого разрешения и наложение кадров. «На этом уровне разрешения, вы понимаете, что на каждом квадратном дюйме дождевого леса живёт целая галактика».

Из серии «Ультра». © Richard Mosse, courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Что поразило Моссе — это степень проникновения пластиковых загрязнений вглубь леса. «Иногда, фотографируя палочника, мне приходилось удалять пластиковые микро волокна из пакетов для покупок», — вспоминает он. Работа Моссе, посвящённая Амазонии, продолжается. Через несколько дней после нашего телефонного интервью, он должен был вернуться в Бразилию для продолжения съёмок. Он занимается сейчас съёмкой захватывающего фильма об уничтожении дождевых лесов, который будет «третьей частью трилогии», вместе с «Анклавом» и «Наступающим». Во всех трёх проектах он сотрудничал с оператором Тревором Тветеном (Trevor Tweeten) и композитором Беном Фростом (Ben Frost). «Проекты связывает друг с другом то, что они являются расследованиями и глубоко раскрывают предмет», — размышляет Моссе. «Они внимательно изучают возможности фотографии как медиа, и в то же время помогают мне отобразить те темы, над которыми я работаю». Моссе считает, что, возможно, его работа в будущем будет направлена как-то иначе. «Я не уверен, что собираюсь снимать четвёртый фильм», — говорит он. «Мне сейчас 40 лет, и я не такой шустрый, как раньше. Надо быть очень энергичным и работать „ненормированный рабочий день“». Моссе находится в некой переломной точке своей карьеры, так что выставка пришлась весьма ко времени. «Это странное, в чём-то близкое к катарсису ощущение, когда ты видишь 77 огромных фотографий в рамах», — размышляет он. «Я вижу всех своих детей, собравшихся вместе».

Ричард Моссе: Замещение — экспозиция в Fondazione Mast, Болонья, продлится до 19 Сентября 2021.

Из серии «Ультра». © Richard Mosse, courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Из серии «Ультра». © Richard Mosse, courtesy of the artist, Jack Shainman Gallery and carlier | gebauer.

Оригинал на сайте BJP
Перевод с английского Александра Курловича