«Зимним утром мне пришла мысль переплыть Босфор»
(из фотокниги Ольги Болтневой «Я — вода»)

Ольга Болтнева считает фотокниги интимным пространством, куда автор пускает зрителя, предлагая ему или ей разговор на личные темы. И лазурный томик «Я — вода», безусловно, такое место собой представляет: листая/погружаясь в пронзительные подводные кадры, изучая рукописный дневник, над которым Ольга работала во время подготовки ко встрече с личным вызовом — проплыть морскую милю, — не можешь не адресовать большие вопросы и себе самой. Насколько в стихии обыкновенной повседневности мы позволяем роскошь свободы? Не разучились ли, в погоне за результатом, чувствовать ритм дыхания и слышать звук сердца? Совпадает ли он с пульсом потоков жизни?

В тандеме с московским дизайнером Юлией Тимашовой, Ольга создала удивительную книгу, к которой хочется возвращаться каждый день: за цветом, красотой и напоминанием о том, что как слабость, так и сила — исключительно в нас самих.

«Первоначально я планировала историю о достижениях, — вспоминает Ольга в интервью Алле Мировской для блога творческой лаборатории „Среда“. — Если коротко, то я решила заняться плаванием во взрослом возрасте и мечтала поставить свой собственный рекорд — проплыть морскую милю. Вовлекла в это дело и любимого мужа. Мы упорно тренировались, было непросто, приходилось многое преодолевать, морально и физически, но в конце концов мы это сделали — проплыли морскую милю, приняв участие в соревновании. Об этом я и планировала делать книгу. Но во время работы над ней мой проект стал меняться, разворачиваясь во времени в прошлое. Пытаясь глубже понять, что мной движет, почему мне так важна вода и плавание, я вспомнила свое детство, в том числе страхи и переживания, связанные с темой воды. Таким образом история из „морской мили“ перешла в историю познания и принятия себя через воду».

О принятии, которое Ольга упоминает как одну из основных тем «Я — вода», в истории рассказывается как фотографиями и выдержками из тренировочного дневника, так и дизайном, идеально иллюстрирующим задумку. Подводные кадры, в буквальном смысле, наплывают, накрывают друг на друга, прямоугольные вставки на кальке проявляют изображения с предыдущей и следующей страниц, становясь частью общего движения. Волна превращается в человека, человек принимает стихию. Все волшебство выглядит невероятно красиво — так, как и должно выглядеть глубокий гармоничный союз человеческого существа, рожденного в воде, и его настоящего дома. Почему не попытаться жить в ней заново?

Помимо смыслового слоя о принятии себя и возвращении естественного контакта с миром естественных истин, фотокнига Ольги Болтневой артикулирует и ряд других, не менее важных проблем. Одна из них — проблема пропагандируемой культуры успеха и культа достижений, постепенно претендующая на место среди ценностных ориентаций современного человека. Таким ли важным на самом деле является амбиция «быть лучше всех»? Откуда она берется и как подпитывается семьей, школой и средой? Почему, постулируя как абсолютную ценность миг триумфа (восторженные и завистливые взгляды окружающих, броскую строчку в резюме), общество не учит нас наслаждаться процессом и собственными, личными, не всегда видимыми другими людьми, успехами, которые не обязательно соотносятся со шкалой рекордов?

Эти вопросы неизменно возникают при знакомстве с историей детства фотографа, представленной в уютной брошюрке с архивным снимками, сканами школьных рисунок и текстами «от первого лица». Лаконичные фразы фиксируют нужные акценты: сложности в восприятии тела, постоянное сравнение с более спортивными сверстниками, стеснение и застенчивость, игнорирование тренерами «обыкновенности» ребенка, мгновенного не показывающего лучшие результаты... Осмелюсь предположить, что такие чувства знакомы многим из нас.

Наследство блестящего советского спорта накладывает отпечаток на стиль и методы преподавания дисциплин из этой области, задвигая на второй план психологическое воздействие правильно воспитанного контакта с телом, наслаждение красотой движения и жизни. Погруженность в процесс, которому абсолютно не близки категории «триумфов» и «побед». Движение — жизнь, а значит победитель в нем — каждый из нас.

Здесь вспоминается отрывок из дневника Ольги: «Чтобы отдохнуть от интенсивных нагрузок, необязательно висеть на бортике, нервно дыша. Отдыхать можно, просто медленно плывя». Для меня эта фраза звучит так верно, так неожиданно банально и одновременно мудро. И да, здесь снова про принятие.

И конечно, любой разговор о воде в контексте искусства быть, двигаться и постигать смысл собственного существования, остался бы неполным без упоминания гонконгского актера, режиссера и мастера кунг-фу Брюса Ли и его знаменитого монолога «Будь как вода, друг мой!». В попытке постичь «практики отрешенности», он обращается к философии воды, чью суть формулирует следующим образом:

«Отпусти сознание. Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в бутылку, она становится бутылкой; в чайник — она принимает форму чайника. Вода может течь, но может и разрушать. Будь водой, мой друг!»

Фотокнига «Я — вода» — метафора возвращения к сосуду самости. История девочки, задумавшей когда-то переплыть Босфор, а, в результате, сумевшей добиться гораздо большего.


I am Water/Я – вода (2016)
Фото и текст: Ольга Болтнева
Дизайн: Юлия Тимашова

Фотографии книги предоставлены Ольгой Болтневой