Ханс Беллмер. Кукла
Ханс Беллмер. Кукла
Сегодня, 7 апреля состоится один из самых значительных аукционов фотографии — аукционный дом Сотбис в Нью-Йорке выставляет на продажу знаменитую «коллекцию Квиллана» (The Quillan Collection). Фотографии XIX — XX веков были собраны галеристкой и арт-дилером Джилл Кваша (Jill Quasha). Джилл уже много лет работает с частными и с корпоративными клиентами, интересующимися фотоискусством. Однако эта коллекция, которую Джилл собирала в течение двух лет для инвестиционного бизнеса с Британских Виргинских островов, отличается от других коллекций так же, как бутик от супермаркета. «Для узкого круга любителей фотографии и дилеров, — поясняет директор отдела фотографии аукциона „Сотбис“ Дениз Бетель, — коллекция Квиллана считается легендарной. В отличие от большинства коллекций, включающих сотни или тысячи фоторабот разного уровня, в это собрание, благодаря усилиям Джилл, вошли лишь 69 фотографий, в которых сконцентрировалась вся творческая мысль и сила настоящих мастеров».

Книга с 69 фотографиями «коллекции Квиллана» вышла в 1991 году, а собрана она была, соответственно, несколькими годами раньше. Почему после 20 лет владения хозяева столь уникальной коллекции решили с ней расстаться — неизвестно. Возможно, из-за ее стоимости, которая в настоящий момент колеблется от 5 до 7.5 миллионов долларов. Перед тем, как опять исчезнуть за дверями очередного покупателя, коллекция побывала в Париже, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а со 2 по 7 апреля ее можно увидеть в нью-йоркском выставочном зале Сотбис (1334 York Avenue).

Среди самых ценных, и, соответственно дорогостоящих работ — «Обнаженная», 1925, Эдварда Вестона (предварительная цена — $700 000/1 млн.), «Ребекка», 1923, Пола Стренда ($600 000/900 000), «Кукла», 1935, Ханса Беллмера ($200 000/300 000), «Портрет Мерлин Монро» ,1957, Ричарда Аведона ($70 000/100 000). Коллекция также включает уникальные работы Кристиана Шада и Ласло Мохой-Надь — это «фотограммы», то есть снимки, сделанный в 20-х годах ХХ века без использования фотоаппарата, с помощью техники экспонирования объекта. Конечно, не обошлось и без модернистов, сегодня широко экспонируемых — Ман Рея, Андре Кертеза, Тины Модотти. Европейская фотография XIX века представлена такими выдающимися именами, как Густав ле Грей, Роджер Фентон, Джулия Кэмерон и даже Люис Кэролл.

Тем временем, вокруг аукциона уже начались разговоры о сомнительном провенансе одной из дорогостоящих работ, сделанных опять же в бескамерной технике так называемого «фотогенного рисунка». Речь идет о работе «Изучение листа», 1839, до нынешнего времени считавшейся произведением изобретателя техники позитива/негатива Вильяма Талбота. Недавно несколько уважаемых историков фотоискусства решили вдруг восстановить справедливость. Особенно активное участие в этом принял автор книги «Искусство фотографии Вильяма Талбота», известный искусствовед и фотокритик Ларри Шааф. Он приписывает авторство «Изучения листа» предшественнику Талбота, не менее почитаемому фотографу Томасу Веджвуду, который, вместе с известным ученым Хамфри Деви и проводил первые опыты в области фотограмм. Конечно, это не снимает неоспоримой ценности данного «фотогенного рисунка», но на аукционе он уже, скорее всего, представлен не будет.

Несмотря на мелкие неприятности, всегда предшествующие значительным событиям в мире искусства особенно, автор коллекции Джилл Кваша по-прежнему живет не только коммерческими, но и культурными ценностями. Об этом говорит хотя бы то, по какому принципу «коллекция Квиллана» была ей собрана: «Я не хотела опираться на историю, политику, теорию эстетики или культуры. Никаких догм и категорий! Оставлены были только классификации по стилям, периодам, направлениям и жанрам — пейзаж, портрет, натюрморт. Вот так, все просто». И все же нам только кажется, что все гениальное — просто. Даже подобрать коллекцию из безусловных шедевров — занятие не для слабонервных. Видимо, поэтому этот аукцион уже наделал столько шума, еще не успев начаться. Интересно, чем он закончится…