Васильева Екатерина
Фотография и внелогическая форма
2019. 140×215 мм. Мягкая обложка. 312 с.
ISBN 978-5-4448-0979-2
360 р.

Чуть более года назад в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга Екатерины Васильевой «Фотография и внелогическая форма» [1]. Появление каждого нового серьезного исследования по фотографии важно само по себе: таких книг в любом случае не много. Издание, о котором идет речь, оказалось не просто очередной книгой о фотографии, а важным прецедентом. Оно стало заметным явлением в области художественной теории [2].

Каждая работа, посвященная теории фотографии или текст, связанный с этой тематической нишей — событие. Не так много книг, обращенных к фотографии, затрагивают теоретические вопросы или рассматривают снимок как аналитический факт. В этом смысле, публикация каждого нового исследования, связанного с теорией кадра — важное событие.

Несмотря на множество публикаций — в том числе признанных публикаций прошлых лет, связанных с именами Сьюзен Зонтаг [3], Ролана Барта [4], Розалинды Краусс [5], Елены Петровской [6], Андре Руйе [7] — сфера теории фотографии так и осталась во многом неосвоенной территорией. Аналитическое пространство снимка едва сформировано, а существование собственной методологической платформы, технического инструментария и теоретической базы осталось под вопросом.

Появление книги Екатерины Васильевой «Фотография и внелогическая форма» на этом фоне кажется принципиальным событием. По-сути, книга представляет собой сборник эссе, опубликованных автором в разных академических изданиях в последние годы. Эти тексты затрагивают различные аспекты единой темы и поднимают общую проблему форм внелогического в фотографии. За последнее время это одна из немногих последовательных публикаций по теории фотографии на русском языке: систематических исследований, посвященных теории фотографии, в русскоязычном пространстве по-прежнему мало. В этом смысле — появление каждого нового текста, охватывающего теоретическое поле фотографии — явление важное само по себе. Книга Екатерины Васильевой стала заметным событием, в том числе, и потому, что отразила необходимость осмыслить фотографию как аналитический предмет, где важна не только визуальная, но и смысловая составляющая.

«Фотография и внелогическая форма» — одна из немногих за последние годы попыток отойти от традиционных исследовательских шаблонов, сложившихся в области изучения фотографии. Общепринятая академическая риторика последних лет, обращенная к теоретическому полю фотографии, связана с оборотом нескольких тем: теория визуального, теория образа, теория медиа, теория видения. Эти направления важны как исследовательская программа. Но, с одной стороны, они давно стали безраздельно доминирующим форматом, а с другой — превратились (увы) в повторение общепринятых клише. Их смысл свелся, скорее, к следованию общепринятым шаблонам, нежели к серьезной аналитике и последовательному исследованию предмета.

В этом смысле, появление книги Екатерины Васильевой — работы, которая не подчинена условным околонаучным стереотипам — изначально впечатляющее явление. «Фотография и внелогическая форма» крайне лояльно и с интересом рассматривает те аналитические школы, которые существуют в сфере изучения фотографии. Тем не менее, книга выстраивает свою собственную программу и свой собственный аналитический вектор, формирует автономную исследовательскую платформу. Исследование рассматривает проблему существования снимка как иррациональной системы и маркирует возможность представления внелогической формы как базового механизма фотографии. Этот нестандартный подход, стремление не просто обозначить собственную аналитическую модель, но сформировать новый исследовательский вектор — один из самых захватывающих моментов, связанных с исследованием Екатерины Васильевой.

Попытка рассматривать фотографию как иррациональную систему, в сущности, не нова. Обращение к иррациональной природе фотографии мы найдем и у Ролана Барта [4], и у Жана Бодрияйра [8], и у Розалинды Краусс [5]. Обращение к внелогической форме как важной платформе мышления тоже известная и состоявшаяся стратегия аналитической программы. Особенности внелогической формы рассматривали Эрнст Кассирер [9], Клод Леви-Стросс [10], Люсьен Леви-Брюль [11]. Тем не менее, исследования внелогического мышления и теория фотографии так и оставались разделенными территориями. Также как разделенными системами остались проекты изучения иррационального и логического сознания. Десятилетиями внелогическое и рациональное рассматривали, скорее, как антагонистов, как системы радикально противостоящие друг другу, не предполагая возможности их гипотетического соединения. Исследование Екатерины Васильевой отчасти синтезирует теорию фотографии и теорию мышления, рассматривая рациональное и внелогическое единым механизмом. Автор обращает внимание, что внелогическая система является частью цивилизационного сознания. Мышление, которое традиционно определяли как архаическое, оказывается неотъемлемой компонентой сегодняшнего дня.

Исследование Екатерины Васильевой представляет фотографию как одну из сфер, где реализован принцип архаического иррационального мышления. Фотография — техногенная в своей основе и на первый взгляд предельно рационалистическая система, возникает как сосредоточие внелогических принципов. Это наблюдение, с одной стороны, поддерживает исследовательские стратегии, существующие с середины ХХ века, а, с другой стороны, создает автономную аналитическую программу, где фотография выступает как важный маркер ключевых социальных и когнитивных процессов. В исследовании Екатерины Васильевой фотография становится инструментом идентификации иррациональной компоненты в цивилизационном пространстве — компоненты, которая остается принципиальной важной составляющей современного сознания.


Литература:

  1. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 312 с.
  2. Степанов М. А. Образ вне Logos’а // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3. С. 231–235.
  3. Sontag S. On photography. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1977. — 165 p.
  4. Barthes R. La chambre claire. Note sur la photographie, Paris, Seuil, 1980. — 200 p.
  5. Krauss R. Le Photographique Pour une Théorie des Écarts. Macula, 1990. — 276 p.
  6. Петровская Е. Теория образа. М.: РГГУ, 2010. — 281 с.
  7. Rouillé A. La Photographie, entre document et art contemporain. — Paris: Gallimard, 2005. — 704 с.
  8. Baudrillard J. La Photographie ou l’Écriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image // L’Echange Im-possible. Paris: Galilée, 1999. P. 175–184.
  9. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3. Berlin: Bruno Cassirer, 1923–1929.
  10. Lévi-Strauss С. Le Totemisme aujourdhui. Paris, PUF, 1962. — 144 p.
  11. Lévy-Bruhl L. La mentalité primitive. Paris, Félix Alcan, (1922) — 659 p.