В главной фотографической галерее Лондона Photographers Gallery проходит обширная экспозиция, представляющая работы четырех фотографов, чьи проекты были выбраны для выставки престижной премии Deutsche Börse Photography Prize этого года. Премия, основанная в 1996 году, уже 12 лет подряд выделяет имена и отмечает важнейшие вехи в развитии фотографии. Идея премии принадлежит Deutsche Börse Group, которая с 1999 года коллекционирует современную фотографию, работы известных и молодых авторов. В коллекции более 600 работ 60 международных фотографов, немало работ номинантов, — например, Андреаса Гурски и Бориса Михайлова, получивших премию в 1998 и 2001 году соответственно.

Премия преследует несколько целей. Современная фотография динамично развивается, проявляются новые тенденции и направления. Приз Deutsche Börse Photography Prize призван не только отслеживать эти изменения, но порой и предвосхищать их, устанавливая высокую планку фотографического качества. Кроме того, премия создает пространство дискуссий, возникающих вокруг фотографии, тем самым постоянно уточняя контекст и место фотографии в современном визуальном искусстве. Одной из целей является также привлечение широкой аудитории, формирование среды, в которой фотография получает свое развитие. Организаторы считают, что премия вызывает интерес у публики, прежде всего, уникальностью творческого пути каждого из представленных авторов в фотографии, а также независимостью их взглядов от моды или условий, которые диктует рынок. В свою очередь, современный зритель заинтересован видеть фотографию, побуждающую к диалогу и предполагающую его активное участие.

Процесс присуждения премии проходит в два этапа. Вначале международное жюри выбирает четырех фотографов из числа предложенных Академией и группой фотографических экспертов и профессионалов из разных стран Европы, приглашенных The Photographers' Gallery. В состав жюри этого года вошли директор Huis Marseille Эльс Баренц (Els Barents, Нидерланды), фотограф Джем Саутэм (Jem Southam, Великобритания), главный куратор Haus der Kunst Томас Вески (Thomas Weski, Германия) и куратор Art Collection Deutsche Borse Анна-Мария Бекман (Anne-Marie Beckmann, Германия). Члены Академии выбирают фотографа, независимо от национальности, который внес наибольший вклад в развитие европейской фотографии за последний год. Через несколько месяцев после этого открывается выставка четырех номинантов, которая сопровождается каталогом и обширной документацией проектов, а также интервью с участниками премии. Еще через две недели после открытия объявляется победитель премии, который получает £30.000 ($60.000), в то время как остальные финалисты получают по £3.000 ($6.000) каждый.

Работы финалистов этого года довольно разнообразны. Их всех объединяет социальная направленность тем, над развитием которых авторы работали на протяжении многих лет. Здесь представлены контрасты социального неравенства общества никсоновской Америки (Якоб Хольт), видение трагической судьбы женщин в современном индийском обществе (Фазал Шейх), процесс изменения британского естественного ландшафта под воздействием промышленной среды (Джон Дэвис) и пограничные состояния природы и людей в отдаленных уголках Финляндии (Эско Маннико). Премию этого года получил финский фотограф Эско Маннико, некогда превратившийся из охотника в наблюдателя. Он колесит по всему миру, обращаясь к самым разным темам — от животных в зоопарках до фактур дверей и крылец, при этом любимыми объектами съемки для него остаются люди и природа родной Финляндии.

Джон Дэвис

Agecroft Power Station, Salford, 1983
©John Davies
Джон Дэвис (John Davies) родился в 1949 году, живет в Ливерпуле, номинирован за проект «Британский пейзаж» (1979 — 2004). Путешествуя и живя в разных уголках Великобритании, автор в своих работах отражает визуальную историю изменения пейзажа Великобритании через социальные, экономические, политические и промышленные аспекты жизни. Начав фотографировать индустриальный и пост-индустриальный пейзаж, Дэвис, работая как документальный фотограф, был заинтересован в выявлении его конфликтующих элементов, которые проявляются на пересечении эпох. По словам самого автора, у него не было цели выносить какие-либо суждения, касающиеся неизбежных глобальных изменений, он лишь очерчивает круг вопросов, которые побудили бы зрителя прочувствовать и затем уже сформировать свое отношения к происходящему.

А однозначного отношения к его снимкам не возникает. С одной стороны, предмет фотографий — привычное вторжение индустриальной и городской среды в природный ландшафт, казалось бы, об этом много сказано, и мы привыкли видеть разные интерпретации этой темы. С другой стороны, его снимки широкоформатной камерой обладают необыкновенной глубиной и магнетизмом, заставляют при взгляде на фотографию охватывать целое и одновременно улавливать мельчайшие детали этого целого. На выставке представлена серия из 12 черно-белых серебряно-желатиновых отпечатков 71в104 см. На этих снимках вы не увидите знаковых пейзажей Великобритании, напротив — это места, которые чаще всего не замечаешь в силу их непривлекательности с экологической и эстетической точки зрения. Тем не менее, исследуя эти пейзажи и обращая на них наше внимание, автор заставляет задуматься о той культуре, которая их породила, и которой мы принадлежим.

Эско Маннико

Без названия, 2005
© Esko Männikkö
Эско Маннико (Esko MДnnikkЖ) родился в 1959 году, живет в Финляндии. Его ретроспективная выставка фотографий «Коктейли» (1990-2007), состоявшаяся в Стокгольме в 2007 году, завоевала ему признание и первый приз премии этого года. Родом из северной части Финляндии, Маннико снимает ту жизнь, которую он ежедневно видит вокруг себя: обычных людей, обстановку их домов, животных. Сам автор говорит про себя: «я фотограф рыб, собак и стариков». Его фотографии обладают характером эпизодичности. Но каждому эпизоду Маннико придает особое значение независимо от того, делает ли он портрет человека или снимает фрагмент лошадиной морды. «Я — охотник», признается фотограф. Именно эта его страсть привела его в фотографию еще в 80-е годы. С тех пор он охотится с камерой.

Выставка цветных фотографий «Коктейли» (от 35в40 до 90в130 см) экспонируется в старых, со следами времени, деревянных рамах, вплотную друг к другу, что создает непрерывное калейдоскопическое повествование. Работы разных лет охватывают довольно широкие темы. Например, проект «Mexas» (1999) — о людях живущих на границе Мексики и штата Техас — и фотографии из некоторых районах Финляндии повествуют о людях, живущих на грани общества; другие его работы также исследуют идею пограничных состояний в природе и в человеческой жизни. В серии «Organized Freedom» (1999 — 2005), Маннико снимает фактуру зданий, образовавшуюся в результате действия природных стихий. Последний его проект (начавшийся в 2005 году) «Harmony Sisters» — портреты животных, живущих на фермах и зоопарках в разных странах. Несмотря на столь разнообразные объекты съемки, в своих работах автор создает ощущение практически полного отсутствия времени и почти живописное качество.

Фазал Шейх

Simran из серии Ladli, 2007
© Fazal Sheikh
Фазал Шейх (Fazal Sheikh) родился в 1965 году в США, получил премию за свою публикацию «Ladli» (2007). Шейх объехал полмира, побывал в Восточной Африке, Пакистане, Афганистане, Бразилии, на Кубе и недавно — в Индии. В Индию его привела проблема отношения к женщине в современном индийском обществе, ставящая вопрос о выживании и здоровье женского населения: необычайно высокий процент абортов, когда известно, что ребенок — девочка, похищение детей, насилие, работорговля, проституция. Шейх снимает новорожденных девочек и взрослых женщин — с самого рождения женщина в Индии подвергается унизительному и жесткому обращению. Шейх не только художник, создающий женский образ вне самоуважения, он еще и активист, который много разговаривает с угнетенными женщинами и сопровождает свои книги их рассказами. Таким образом он указывает на серьезные социальные проблемы, которые замалчиваваются и игнорируются. Шейх задает вопрос, что станет с индийским обществом через пятьдесят лет, и какова цена экономических успехов, которые мы наблюдаем сегодня.

За несколько месяцев в Индии фотографу удалось встретиться с женщинами разного возраста. Их портреты вошли в серию «Ladli», что в переводе с индийского означает «любимые дочери». Молчаливые, обращенные внутрь, полные печали и перенесенных страданий взгляды — вот иконография современного женского портрета как его видит автор. Добавьте к этому несколько снимков женщин со спины — это не концептуальный портрет, просто женщины настолько напуганы, что боятся показывать свои лица. Или же фотографии женских рук — единственное, что они могли позволить сфотографировать, поскольку лицо изуродовано насилием. Просматривая эти черно-белые фотографии (всего на выставке представлена 31 работа, в размерах 39 в 46см и 54 в 65см) понимаешь, как далека реальность от нашего представления об Индии.

Якоб Хольт

Без названия, из серии Соединенные Штаты 1970 - 1975
© Jacob Holdt
Без названия, из серии Соединенные Штаты 1970 - 1975
© Jacob Holdt
Якоб Хольт (Jacob Holdt) родился в 1947, Дания, пять лет путешествовал автостопом по США, создавая серию «Соединенные Штаты 1970 — 1975», за которую и был номинирован на премию. В эти годы фотограф снимал людей, которых встречал в путешествии: от самых бедных до самых богатых. Его работа является отчасти фотодневником, отчасти политическим фотоочерком, отражающим социальное и расовое неравенство Америки времен президента Никсона. Реальность, которую увидел Хольт за пять лет путешествий, часто поражает своей тревожностью и неприглядностью. Проститутки и наркоманы, члены Ку-Клус-Клана и бывшие рабы, трансвеститы и воры, убитые на улицах люди и миллионеры — герои его повествования.

Фотографии на выставке представлены в форме цветного слайд-шоу. Фотограф объехал с ним много стран, показывал в университетах США и церквях Европы. 81 слайд один за другим приоткрывает перед зрителем завесу, за которой оказывается глубоко интимный мир, мир человеческих переживаний. На экране ненадолго возникают проекции — остановленные мгновения человеческих жизней. Хольт рассказывает о реакции на свои работы американцев, которых он снимал: «Они жили в самом водовороте страдания всю свою жизнь, и почти никогда не находили времени об этом подумать, и потом вдруг, глядя на эти страшные моменты, запечатленные на снимках, они вдруг начинают плакать». Фотограф сам жил и работал среди этих людей, и мы видим взгляд на общество изнутри, как будто сами находимся в их домах, так близко, что можем почувствовать их отчаяние, боль и безысходность.