© Светлана Тарасова, Калуга. Из серии «Воображаемая реальность». Гран-при конкурса «Молодые фотографы России 2019»

Конкурс «Молодые фотографы России-2019», проходивший в Калуге с 3 по 7 июля наглядно отразил современные тенденции молодежного фотографического творчества. В нем довольно широко представлена география и амплитуда тематических поисков и авторских высказываний. Но, к сожалению, в этом году визуальный уровень конкурсных работ (на мой взгляд) резко снизился. Тексты  и описания к проектам – стали всё длинней, а визуальная составляющая – всё менее интересна и примитивна в изобразительном плане. Но этот примитивизм выдается за новый визуальный язык – «неодокументализм»,  служа  как бы индульгенцией для отказа от изобразительности в фотографии. И связано это не только с желанием быть в тренде современных мировых тенденций, но и с элементарным отсутствием художественного и фотографического  образования. А ведь школа, как и самообразование, являются основой визуальных искусств, в том числе и фотографии.

На мой взгляд, не революционность, не отрицание, а баланс между классической и современной фотографией – единственно правильный путь ее развития. И фотоистория «Воображаемая реальность» (автор Светлана Тарасова, Калуга), получивший Гран-при конкурса, а также еще добрый десяток проектов, прошедших на  итоговую выставку и ставшими  лауреатами конкурса, наглядно показал, что такое возможно. В фотоисториях и фотопроектах этих авторов органически соединились документальность и художественная выразительность, текст  и фотографии.

© Светлана Тарасова, Калуга. Из серии «Воображаемая реальность». Гран-при конкурса «Молодые фотографы России 2019»

© Светлана Тарасова, Калуга. Из серии «Воображаемая реальность». Гран-при конкурса «Молодые фотографы России 2019»

В последние годы приоритетом конкурса стали документальные проекты. Но мне лично не хватает в работах молодых авторов чувственного и эмоционального наполнения. А фотографический юмор, сатира, сарказм вообще исключены из арсенала конкурсных фотоисторий. Соединение документальных и художественных проектов в одну номинацию лет пять  назад было понятно и оправдано, поскольку многие молодые авторы (и не только  они), стали работать на стыке арта и документа. Но сегодня, чтобы поднять интерес к чисто изобразительным проектам, мне вновь захотелось вернуться к двум конкурсным номинациям.

Роль фотографии в современном  искусстве всё возрастает. Это, с одной стороны, радует, так как дает возможность появления новых фотографических талантов, но, с другой – огорчает, ибо очень трудно в этом грязевом потоке мегатонн фотомакулатуры вырваться  из шор банальности, селфи и визуальной неграмотности.

Талантливых и ищущих свой путь в фотографическом творчестве среди молодых людей с каждым годом становится все больше. Это замечательно. Но, к сожалению, большинство молодых авторов (и не только данного конкретного конкурса) не умеют работать в проекте, снимать фотоистории. Им трудно самостоятельно отобрать лучшие снимки, составить цельную коллекцию, сформировать творческое порфолио. Еще один отрицательный момент: скороспелость в  работе и не глубокое погружение в тему.

Главным критерием в оценке фотографических работ для меня было и остается индивидуальный творческий почерк, интересное и самобытное визуальное мышление, чего в большинстве конкурсных коллекциях я, к сожалению, не увидела. Поэтому мне хочется пожелать молодым фотографам внутренней свободы и глубокой погруженности в творчество. Чтобы они выбирали сюжеты и темы своих будущих историй и проектов не только умом, но и сердцем. Уходить от конъюнктурности, нацеленной на то или иное жюри или конкурс, меньше погони за призами, больше трудолюбия и самоотдачи. А главное, надо стремиться стать личностью, развиваться духовно и интеллектуально, тогда это отразится и в их фотографиях.

Мастер-класс Светланы Пожарской во время Фестиваля молодых фотографов России в Калуге. 2019. Фото Михаила Квасова

Мастер-класс Светланы Пожарской во время Фестиваля молодых фотографов России в Калуге. 2019. Фото Михаила Квасова


Проект «Всероссийский фотоконкурс и фестиваль МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ-2019» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.