Восприятие фотографии как способа отражения реальности – тезис, изначально с максимально полнотой раскрывающий суть медиума, уже века как анахронизм. Мы все прекрасно знаем, на что способна коробочка с лентой вставленной в нее пленки или плоский девайс многофункционального телефона с пуговкой камеры. «Реальность» – это то, что мы видим и чего не видим. Причем, как вокруг, так и внутри самих себя. Новая фотокнига российского фотографа Фёдора Савинцева – предложение вернуться к классическому пониманию игры фотографии и реальности и поразмышлять о ней в другой парадигме. А что если пейзаж – это не просто линия горизонта, разграничивающая миры небесного и земного? Если природа – не деревья или озера. А среда обитания человека – не каменные соты советских балконов или аккуратные загородные домики. Позиция «а что если?» дает автору полную свободу эксперимента «другого» видения. Результат – книга о месте (фотографии?), которого нет.

Pdf-разворот книги Федора Савинцева «Spaces»/«Пространства». Предоставлено автором.

«Пространства» было опубликовано в издательстве «Polako Publishing», чьи работы уже успели привлечь внимание российских и иностранных критиков разнообразием визуальных решений и тем. Как и другие книги, проект Федора Савинцева, это, определенно, хештег #эксперимент, где прямое изображение выступает лишь точкой отсчета, но не финальным высказыванием. Значительную роль играют задумка и выбранный для ее реализации дизайн. От зияющих пустот вырезанных букв названия на обложке, до неразрезанных страниц и стерильно-белых разворотов, которыми начинается и заканчивается книга, все – «не просто так». «Пространства» – книга, которую нужно не смотреть. В нее нужно вдумываться.  

Pdf-разворот книги Федора Савинцева «Spaces»/«Пространства». Предоставлено автором.

Язык «Пространств» можно отнести к жанру глитч-арта – направления в визуальном искусстве, где в качестве выразительных средств используются различные цифровые и аналоговые ошибки (артефакты сжатия, баги, разрушение цифрового кода или физическое манипулирование электронными устройствами). Авторы, работающие с идеей намеренной или случайной ошибки, искажения изображения, нередко рассматривают ее как инструмент для критики сути или особенностей современного общества (часто с акцентом на его цифровую природу). И если для российского фотографического сообщества подобные осознанные высказывания – пока не очень распространенная практика, в европейской и азиатской фотографии – это активно осваиваемая сфера. Отличные примеры – проекты турецкого фотографа Мурата Гермена, исследующего трансформации мегаполисов, или работы испанца Пепа Вентозы, препарирующего идею движения на «подопытных» элементах городского ландшафта: каруселях, деревьях и узнаваемых туристических достопримечательностях.

В случае с «Пространствами» Савинцева искажение пейзажа отражает поиск фотографом визуального приёма воплощения идеи движения, приводящее к полному исчезновению, «аннилигиляции индивидуума в пространстве природного бытия» – как автор концептуализирует замысел в краткой аннотации к проекту. Если в работах последних лет (в частности, серии «Домики») Фёдор вместе со зрителями размышляет о человеке, «вписываемом» в урбанистическое и природное пространство, то в «Spaces» его фокус смещается в более философскую плоскость. Люди, рассматриваемые не только с высоты птичьего полета, но и при, условном, ускорении, не просто сосуществуют со средой обитания, они, словно одна из героинь популярного фильма «Аннигиляция» режиссера Алекса Гарленда (2018), сами мутируют в нее. По сюжету картины, физик Джози, превращается в цветущее растение; мир, препарированный в результате эксперимента Савинцева, редуцируется до основ геометрии – в линию и цвет.  

Pdf-разворот книги Федора Савинцева «Spaces»/«Пространства». Предоставлено автором.

Получается ли в итоге пейзаж? Можем ли мы продолжать считать финальное изображение фотографией? Что есть вообще фотография в «дивном новом (быстром!) мире»? Ответы на эти и другие вопросы читателям «Пространств» придется найти ответы самостоятельно. Ясно одно – ускорение, запущенное цифровым переворотом, не остановить, а поэтому как реальность, так и то, как мы на нее сегодня смотрим – неважно, «через» фотографию или нет – уже другие. Возможно, те прекрасные медитативные пейзажи, снятые Фёдором в разных уголках земли, совсем скоро останутся удивительным воспоминанием. Местом, которого уже нет.

«Spaces_»/«Пространства»
Фотографии и текст: Федор Савинцев
Издательство: Polako Publishing
Тираж: 300 экземпляров
Формат: 200 х 245 мм
Бумага: Munken Print White 115 гр/мм2
Pop’Set Storm 120 гр/мм2
ISBN: 978-5-91487-116-8