Переживания на «краю земли» превратились в фотокнигу, чья символика будет понятна всем, кто когда-либо сомневался и боялся за будущее своих чувств.

«Я очень верю в то, что человеческая любовь не является ни пиковым переживанием, ни стабильным состоянием. Она колеблется и меняется, прибывает и убывает, меняет форму и интенсивность. Рискну предположить, что у любви есть своя физика, и это физика волны», – комментирует переводчица и фотограф Ирина Ветохина идею своей фотокниги «Отлив» (Low Tide). 

Несмотря на скромной размер и неброскость гаммы, ее дебют с тиражом в 50 экземпляров четко соответствует почти всем визуальным трендам, которые обещают оставаться актуальными в наступающем 2019. Проект сочетает глубоко личную историю переживаний автора и эстетику минимализма, чью разновидность исследователи «Depositphotos» сегодня считают глобальной. «Отлив», как и многие успешные проекты этого года, рассказывает об условном мире, который мог случиться где угодно и с кем угодно. Его символы, вопросы, царапины размышлений – универсальны. И это естественно, ведь книга Ирины – о любви. Точнее, о том, что от нее остается, когда волны и волнения первых сильных эмоций отступают, а на песке будней обретают формы иные ощущения.  

Как и любая серия с бòльшим акцентом на «арт» и меньшим – на «док», «Отлив» в истории фотографа начался с сильного переживания, которое не смогло не выплеснуться в творческий порыв. Ирина вспоминает, что с первой минуты контакта с островом Уэссан, самой западной точкой Франции, ее не оставляло странное чувство, трудно поддающееся описанию угловатыми словами.

«Мое мифологизированное сознание как губка впитывало вересковые пустоши, черные скалы, гигантские водоросли и появляющиеся в отлив подводные гроты, превращало их в зачарованное, населенное чудовищами место, – вспоминает Ирина. – Было понятно, что место бросает вызов, предлагает загадку, но о чем все это, где искать ответы, я уловить не могла… Приехав в Москву, я попробовала сложить фотографии в последовательность, но чего-то важного все так же не хватало».

Мозаика стала складываться только два года спустя, после второй поездки на «край земли» – обогащенный новыми интуитивными снимками архив вдруг собрался в единый образ. Галерея находок с соляного пляжа, автопортреты и портреты супруга, фрагменты реальной исторической карты кораблекрушений, найденной в местном музее маяков, стали уверенной метафорой динамики и трансформации жизни «внутри» пары и их самой больной фазы. Ее Ирина назвала «отливом чувств».  

«Со временем всплеск абсолютной любви, полная открытость сердца, безусловное принятие другого исчезают… По мере развития отношений постепенно открывается обратная сторона: уязвимость, инстинктивная защита, срабатывают привычные шаблоны восприятия, привычные реакции, начинают работать все эмоциональные триггеры. И мы летим вниз.

«Малая вода» – визуальная метафора самой низкой точки естественного цикла. Место, где видно дно, сама суть отношений, со всеми острыми камнями, неврозами, страхами, проекциями, ожиданиями, мозолями и обидами, и в то же время – со всей неземной красотой проявлений любви, нежности и тепла. Это страшное, коварное место, но в нем нет ужаса безысходности, а есть потенциал развития, ведь только здесь возможен выход в новый способ жить. Отлив говорит нам о том, что мы застряли в мысленном кино друг о друге, и приглашает в новую реальность», – размышляет Ирина Ветохина. И ее личные выводы «перекодируются» в визуальные образы. 

На страницах «Отлива» – коллекция случайных пляжных открытий, раковины, ладошки водорослей, запекшиеся в соли следы. Обнаженный, хрупкий слой реальности, иссушенный сомнениями и сожалениями, не надеющийся на возвращение в точку Л. … Но фотограф подчеркивает, что не хочет, чтобы прочтение символики останавливалось исключительно на фрустрации постфактума влюбленности. 

«Проект – не о прошлом, равно как и не о том, чего никогда не будет, – отмечает она. – «Отлив» – это очень острое проживание настоящего момента в период кризиса и поиск выхода из него. Это не время прятать голову в песок, а время быть честными. Идеальный момент для интроспекции, время увидеть и принять то, что стоит между людьми в паре… Когда вода ушла, важными становятся внимательный взгляд – внутрь и вовне, – бережность и нежность. И еще в отливе есть подспудное, очень глубоко зарытое, восторженное предчувствие большой волны. С моей точки зрения, отлив – не конец, а начало. Период тишины, время трансформации, перерождение пары.

Подобно опытным морякам, которые в отлив не пытаются его игнорировать или как-либо с ним бороться, а осторожно проводят корабль сквозь скалы и отмели, человеку нужно осознать и принять изменения в психологическом ландшафте. Чтобы избежать кораблекрушения и пройти опасное место, нужно набраться терпения и замедлиться, дать отжившему умереть, позволить чему-то развалиться, а чему-то новому – родиться и окрепнуть».

Но то, что случится потом, с возвращением «большой воды», доверия и чувств, – вне истории «Отлива». Пока на фотографиях берегов Бретани – зубастые черные скалы и пляжи с искусственно удаленными из кадров морскими массивами. Их пространство залито безымянным белым, пустотой обезличенного молчания, нерешенными проблемами, вопросами, на которое, возможно, ответит только время. «Отлив» – контакт двух измерений, точка пересечения прошлого, унесенного к горизонту событий, и опустевшего, неуверенного, настоящего. Перекресток ожидания принятия обновленных, переосмысленных форм «себя». 

Low Tide / Отлив
Фотографии: Ирина Ветохина
Редактура: Алла Мировская
Дизайн: Юлия Тимашова
Самиздат, 2018
Тираж – 50 экземпляров

Фотографии, используемые для иллюстрации рецензии, предоставлены Ириной Ветохиной