А едва ли не самое большое счастье человека образованного посещать библиотеку. В Праге находится Клементинум, бывший иезуитский колледж, а сейчас Государственная библиотека, где хранится более трех миллионов томов. На одном из выступов стены Клементинума есть скульптура сидящей девочки.
Благопристойность и незаметность современным памятникам присуща реже, чем памятникам прошлого. Стараниями эпатажного скульптора Давида Черного в Праге появились довольно странные монументы: ползущие по пражской телебашне черные младенцы; скульптура короля св. Вацлава на животе у коня, подвешенного за ноги к потолку пассажа «Люцерна»; розовый советский танк, когда-то стоявший на площади Кинских; мальчики, которые, справляя малую нужду, пишут высказывания известных жителей Праги (неизвестных, впрочем, тоже достаточно отправить смс на специальный номер). Ему же принадлежит работа Viselec («Повешенный») на улице Гусова. Мужчина, обладающий фотографическим сходством с В.И. Лениным, висит над улицей, держась одной рукой за торчащий с крыши дома кусок трубы. На фотографии Томаша («Гусова улица, район Старе Место», 2005) памятник легко принять за живого человека. Сомнение вызывает только возможность висеть в таком положении, да еще и без опоры. Но отсутствие последней, хотя бы в виде протянутых между домами проводов, можно было бы приписать большой выдержке, делающей небо почти белым и устраняющей тонкие полосы. (Не ?) вольная мистификация.
У фотографа наблюдается любопытная способность оживлять предметы и будто не замечать живых вокруг. Хотя на некоторых кадрах и фигурируют люди, но причастности их к внешнему пространству не ощущается. Они выглядят, как статисты или настолько глубоко погруженные в свои заботы и свой внутренний мир личности, что их уже с трудом можно отнести к миру этому. Подтверждает это и работа «Улица Полтавска. Район Троя» (2004). Место горизонта заменяет собой линия железного забора, простирающегося от одного края фотографии до другого. На первом плане, но не в фокусе, пожилой мужчина. Солнечный свет падает ему на лицо, тем самым подчеркивая профиль. На нем лежит вся печаль рода Атридов, как сказал бы Бальзак. Не забывайте, мы в Трое. Хоть этот район и находится на северной окраине Праги и застроен панельными домами, но его имя оправдывает такие сравнения. Так же, как влюбленный в столицу родного государства чех Томаш Бицан оправдывает свои многочисленные премии.
Выставка Томаша Бицана «Город» в ГЦСИ (Москва, Зоологическая, 13) длится до 2 сентября 2007.