Суета сует в сочетании с традиционной уличной фотографией позволили фотографу Илькеру Караману (İlker Karaman) прийти к новой, личной дороге в творчестве.
Традиционная стрит-фотография часто ориентирована исключительно на «момент», в чистом виде, на пойманные жесты и выражения лиц прохожих. При этом фотографии объединяет между собой, по сути, только имя сделавшего их фотографа. Но со времени, когда Анри Картье-Брессон ввёл концепцию «решающего момента», стрит-фотография медленно менялась, впитывая новые влияния и стили, примерами которых можно назвать автопортретные работы таких авторов, как Вивиан Майер (Vivian Maier), Ли Фридландер (Lee Friedlander) и Андре Кертеш (André Kertész).
Один из фотографов, принявших этот новый вызов – Илькер Караман. Он использует традиционную среду и предмет стрит-фотографии, превращая их в фоновое окружение для своей главной задачи – понимания своего места в этой среде. Объясняя, почему он начал снимать серии стрит-фото, в которых присутствует сам, тенью или отражением, Караман говорит: «Мы не привыкли видеть фотографа на его фотографии. Я понял, что если фотограф поместит в снимок себя, это создаст визуальную загадку, паззл, заставит зрителя задуматься – «Как?». Вызвав у зрителя этот вопрос, фотограф становится более интересным, притягательным».
Название для этого проекта, «В поисках Себя» (In Search of Myself), таким образом, оказывается очень уместным. Караман объясняет значение его бесконечного визуального путешествия, говоря: «Экзамен на понимание – «кто я есть» – одно из старейших испытаний для людей. Мой характер, моё воспитание – продукт окружения, в котором я вырос и живу, и моя фотография включает в себя культурные коды, связанные с моим пониманием этой жизни. Я стараюсь открыть себя в моих работах. В этой серии я старался включить себя в каждый кадр, чтобы подчеркнуть мой поиск понимания – кто я есть».
Фотография давно уже является инструментом самопонимания и личной рефлексии, и очень интересно размыть границу между этим подходом и традиционной стрит-фотографией. На вопрос, почему в исследовании глубоко личной темы он пользуется именно фотографией, Караман отвечает: «В современном мире нелегко обращать внимание на окружающую визуальную красоту. Мы живём в постоянной спешке, выполняем бесконечные обязанности, и у нас не остаётся времени, чтобы посмотреть вокруг. Мы пренебрегаем красотой, даже когда она совсем рядом. Я хочу показать людям, что они не замечают на улицах ежедневно, через моё присутствие в этих картинах».
Перевод с английского Александра Курловича