Фрагменты разворотов фотокниги «Take Away» Елены Малышевой («Polako Publishing»). Фото – Ольга Бубич

С ростом популярности фотокниг, как относительно доступного способа презентации авторского визуального материала, в мире повышается число личных «книжных» историй, где фотограф стремится поделиться персональными ощущениями относительно событий и людей. Кто-то рассказывает травматическую историю семьи или фиксирует процесс взросления детей. Кто-то пытается поднять философские темы и изобретает для этого индивидуальный язык, не всегда доступный декодировке читателями. Формат книги дает чувство законченности, но часто непродуманность отбора и последовательности снимков, чрезмерная увлеченность дизайнерскими трюками – эффектными, но бесполезными для лучшего понимания задумки автора – сводят к нулю интеллектуальное и визуальное удовольствие от книги. Работающие над книгой люди могут упустить из внимания фундаментальный посыл: центральную роль все же играет не дизайн, а концепция. Голландский графический дизайнер Сибрен Кайпер, известный под аббревиатурой-псевдонимом «-SYB-» напоминает, что любой дополнительный технический приём нужен лишь для того, чтобы «усилить намерение автора», «рассказать историю книгой как материальным объектом».

Поддаться соблазну экспериментирования с дизайнерскими «фишками» означает получить на выходе очередной альбом: красивый, яркий, но не становящийся от этой красоты интересным кому-либо, кроме автора.

В этом привлекательном мире открывшихся возможностей и смелых дизайнерских экспериментов удачные фотокниги – редкие жемчужины. Добыв их в домашнюю коллекцию, предвкушая интеллектуальное удовольствие, не спеша, погружаешься в предложенную автором и дизайнером историю, крутишь грани кубика Рубика, без стеснения открывая новые грани. Впрочем, как в визуальном проекте, так и в себе. Ведь, как и любая другая книга, фотокнига – это не только брошенный в воду камешек, но и расходящиеся от него круги. Ценен не только непосредственный опыт прочтения/просматривания, но и возникающие во время контакта с книгой мысли, цепочка размышлений и выводов.

Фрагменты разворотов фотокниги «Take Away» Елены Малышевой («Polako Publishing»). Фото – Ольга Бубич

Любопытное недавнее открытие в мире российской фотокниги – книга «Take Away» фотографа, экономиста и физика Елены Малышевой, созданная в тандеме с дизайнерами Ольгой Титовой и Катей Санниковой, изданная «Polako Publishing». Изумительная с первого взгляда и прикосновения (книга напечатана на бархатистой плотной бумаге «munken lynx»), «Take Away» на поверхности – гербарий визуальных впечатлений автора, собранный за пять лет путешествий. Однако, фокус на субъективность в истории обманчив. Абстрактность и небрежность выхваченных фрагментов городов и дорог, природных и урбанистических фактур, невозможность распознавания в них ни времени, ни географии придают всей коллекции универсальный характер. Продуманная и гармонично выстроенная последовательность и использование страниц разного размера превращают книгу в метафору бесконечного путешествия, не знающего физических и ментальных границ. Страны перетекают одна в другую, изображения размером с открытку идеально дополняют «фон» предыдущей страницы и также идеально вписываются в следующую. Однако разрыв цельной фотографии и ее присутствие на двух перекрывающих друг друга листах – далеко не только удачный дизайнерский ход. Именно благодаря этой простой, но технически идеально уместной «фишке», зрители могут интерпретировать концепцию на уровне более высокого концептуального порядка, чем обычный дневник путешествий.  

Края визуальной мозаики разных стран, времен года, культур и географий бесшовно-безболезненно соединяются в новую, бОльшую, картинку. Рассматривая разномасштабные снимки Елены Малышевой, начинаешь надеяться, что разлом между цивилизациями, о котором в 1993 году писал Сэмюэль Хантингтон, может иметь и оптимистичный сценарий.

Фрагменты разворотов фотокниги «Take Away» Елены Малышевой («Polako Publishing»). Фото – Ольга Бубич

В статье «Столкновение цивилизаций?» американский социолог и политолог, размышляя о судьбе человечества, отмечал, что важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. «Теснота мира» и усиление взаимодействия между народами разных цивилизаций приведет к росту цивилизационного самосознания, а это, в свою очередь, «обострит уходящие в глубь истории […] разногласия и враждебность». «Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов,» – уверен Хантингтон.

Но разлом в культуре, базовых ценностях и верованиях, о котором говорит исследователь, в будущем может повлечь за собой и менее тревожные последствия. Условие – обнаружение сходства между цивилизациями разного порядка, развитие способности «сосуществовать» с Другими.

Книга Елены Малышевой в таком ракурсе становится тонкой иллюстрацией оптимизма преодоления разлома. Бесконечное путешествие в «Take Away» – это не только дорога цепочки личных выборов автора, любующегося мультикультурной цветной красотой мира. Это диалог пейзажей по разные стороны границ, наблюдение и обнаружение гармонии между Другими. Уместная метафора, которую самое время использовать как руководство к действию.

«Take Away»
2017
Photo: Elena Malysheva
Design and Edit: Katya Sannikova, Olga Titova
/Polako Publishing/
Edition: 100
First Edition: 50
Format: 180 x 240 mm
Paper: Munken Lynx