«Каждая история войны включает главу, которая обычно остаётся недописанной – историю последствий, которые день за днём становятся прологом к будущему», – говорит Сара Терри, основательница и директор некоммерческой организации «Проект "Последствия"» (The Aftermath Project), десятилетие деятельности которой отмечено изданием книги.

В сентябре 2000 года Терри поехала в Боснию. Шестью неделями раньше она прочитала историю, посвящённую так называемой «боснийской усталости» (Bosnia fatigue), состоящей в том, что через пять лет после окончания войны в Боснии эту страну покинули репортёры, а международные благотворительные агентства свернули в ней свою деятельность. Раздумывая над тем, что люди просто-напросто могут забыть о случившемся, Терри решила, что ей необходимо «запечатлеть то, что слишком часто остаётся незамеченным среди ярких картин войны как таковой».

В Боснии Терри поначалу снимала для СМИ, но в итоге составила и издала двухсот страничную книгу «Последствия: Долгая дорога Боснии к миру» (Aftermath: Bosnia’s Long Road to Peace). Этот опыт привёл её к идее учредить в 2003 году организацию «Проект "Последствия"», нацеленную на поддержку создания репортажей о жизни после «горячих» конфликтов из любых стран Мира, из любого времени.

Пугало и сторожевая собака стерегут чеченское село Бамут, которое всегда было оплотом мятежников, до конца сопротивлявшимся российским войскам. В ходе Первой чеченской войны село было практически стёрто с лица земли. Бамут находится возле западной границы Чечни, рядом с Ингушетией. В апреле 2014 года президент Чечни Рамзан Кадыров послал своих военных в рейд на территорию Ингушетии, как несколькими годами ранее посылал их на восток, в Дагестан. Из-за пан-кавказских амбиций Кадырова соседям Чечни приходится волноваться. © Стэнли Грин, 2013

Программа грантов The Aftermath Project была официально запущена в 2007 году. С тех пор ежегодно публиковались книги с работами фотографов–контрибьюторов и авторов, выигравших гранты. К 10-летию программы в издательстве Dewi Lewis вышла книга «Война – это лишь половина истории», названная по словам, которые послужили эпиграфом для первого «боснийского» проекта Терри, а теперь обозначают миссию всего «Проекта "Последствия"». Книга включает работы 53 фотографов, участвовавших в проекте, в том числе Джима Голдберга (Jim Goldberg), Нины Берман (Nina Berman), Джессики Хайнс (Jessica Hines), Стенли Грина (Stanley Greene) и Дональда Уэбера (Donald Weber).

Каждая глава повествования о пост-конфликте в книге предваряется стихами Нобелевского лауреата Виславы Шимборской (Wisława Szymborska). Книга сочетает слова и фотоснимки, чтобы показать, что происходит в бывшей «горячей точке» после возвращения из неё военных репортёров. Терри предпочла не организовывать книгу хронологически. Связующим материалом стали стихи, соединяющие истории, диапазон которых простирается от исследований Кэтрин Кук (Kathryn Cook) по геноциду армян в начале 20 века, до проекта Стэнли Грина о последствиях чеченской войны.

Вороны летают над опустевшим полем зимой. Украина, 2007 © Джим Голдберг

Далёкие от традиционной военной фотографии, эти снимки предъявляют бессловесные следы, такие как полёт вороньей стаи над опустошенным полем, как расположившаяся на земле женщина из грузинской глубинки, как мрачное безмолвие руин. В отличие от войны, объясняет Терри, последствия беззвучны и едва различимы. Фотограф, занимающийся темой пост-конфликта, должен, по словам Терри, «суметь разглядеть лежащее за очевидным». Фотографии такого рода требуют терпения – и умения считывать метафоры, поясняет Сара, приводя как пример концептуальный проект Джессики Хайнс «Война моего брата» (My Brother’s War).

Здесь нечего искать лёгкие ответы, и Терри говорит, что её всегда воодушевляет, как фотографам удаётся рассказывать такие истории. При этом, она добавляет, что при выборе авторов для получения грантов она оценивает умение писать не ниже, чем умение хорошо снимать. «Когда остаётся 20-30 претендентов, текстовая часть должна быть так же сильна, как фотографическая, – говорит она. – Это касается всего – от выбора названия до написания текста».

«Поэзия и фотография имеют очень много общего, – добавляет она. – Они обе адресуются к неочевидному, и средством общения оказываются короткие, фрагментарные сообщения. Как фотография – не кино, так и поэзия – не роман».

War Is Only Half the Story
Softback four panel, concertina cover
268 pages, 121 colour and black and white plates 
270mm x 210mm 
ISBN: 978-1-911306-21-4

Перевод с английского Александра Курловича 

Американский морской пехотинец, младший капрал Дэймон «Комми» Коннел, 20 лет, на Передовой оперативной базе Apache North после патрулирования района Гармшир на юге Афганистана. Дэймон родом из Лас-Вегаса, Невада, и он только что направлен в Афганистан. © Луи Палью

Сёстры, Каспи, Грузия. © Натела Григалашвили, 2004

Скачки в Oglala Lakota Nation Pow Wow, резервация Пайн Ридж, США. Лакота празднуют традиционный праздник окончания лета, отмечая его Солнечным Танцем (Pow Wow) и скачками через территорию резервации. Пайн Ридж расположен в беднейшем регионе Америки, но богат своими культурными традициями. © Дэнни Уилкотт Фрейзер

Кладбище Луис Лопез, округ Сокорро, Нью-Мексико. Луис Лопез – городок в одной из четырёх стран, где изучались последствия радиационного заражения во время испытаний атомной бомбы «Тринити». В отличие от пострадавших в штатах Невада и Юта, пострадавшие в Нью-Мексико не были признаны и не попали под действие Закона о компенсации радиационного облучения. Жители городка говорят, что многие из похороненных на этом кладбище умерли от онкологических заболеваний, и подозревают, что это связано с радиацией. Уровень встречаемости раковых заболеваний повышен в радиусе примерно 150 миль от Луис Лопеза, что показывают исследования, проведённые в 2017 году Консорциумом по контролю за загрязнениями бассейнов Туларозы (Tularosa Basin Downwinders Consortium). © Нина Берман, 2 Апреля 2016

Фестиваль Музыки и Искусств (Fusion Festival), Лерц, Германия. На этом месте был военный аэродром Рехлин-Лерц, бывший главной испытательной площадкой Люфтваффе в 1933-1945 годах и базой советских бомбардировщиков до 1993 года. © Изабель Кезельваттер