Прежде, чем направить свой объектив на освещение сложного политического и социального ландшафта современной Турции при создании серии «Параллельные состояния» (“The Parallel State”), фотограф Гай Мартин (Guy Martin) провёл несколько лет, документируя революции в Ливии, Египте и других частях Северной Африки и Среднего Востока. В апреле 2011 года он был тяжело ранен, попав под миномётный обстрел в Ливии – и после этого фотографу пришлось отступить «шаг назад», взяв передышку от участия в таком опасном деле, как фотожкрналистика на Среднем Востоке.
Практически целый год потребовался на то, чтобы Мартин снова смог ходить. Еще через полгода он почувствовал, что ещё не снял все свои фотографии. Так, в 2012, в конце года, он приехал в Стамбул и начал работать над «Параллельными состояниями».
Через пять лет, эта многогранная серия получила приз «Новое открытие 2017» на фотографическом фестивале в Арле. Любопытствуя узнать больше, команда LensCulture поймала Мартина на открытии его выставки в Арле и прошла по экспозиции вместе с ним, слушая авторские комментарии по сложным и глубоким работам, отражающим «параллельные структуры» Турции.
Серия включает как документальные фотографии, снятые на улицах, так и стилизованные под документальность – запечатленные на съёмках популярной мыльной оперы «Со Временем» (As Time Goes By).
Сочетая постановочные фото и съёмки протестных выступлений, например в парке Таксим-Гези, работа Мартина показывает некоторую театральность протеста. Например, был случай, когда фотограф увидел парня, страдающего от действия слезоточивого газа. При этом его товарищи больше были озабочены не тем, как ему помочь, а тем, чтобы фотографу было удобнее всё снять.
В конечном счёте, проект Мартина позволяет исследовать феномен «пост-правды», столь же реальный и пугающий в Турции, как и во всём мире. Что в телевизионных шоу, что в реальных уличных протестах, мы чувствуем нарастающий разрыв между идеей и реальным её воплощением.
Перевод с английского Александра Курловича