Участники фестиваля «Питерфотофест 2017». Фото Павла Маркина

Лето заканчивается замечательными днями, проведенными в компании друзей и одновременно мастеров фотографии. Спасибо Татьяне Везо, Наталье Ударцевой, Асе Гордеевой и «Золотой Долине» за поддержку и постоянство в организации «ПитерФотоФест». Насколько я понимаю, собрать таких разных фотомастеров не только из Москвы и Питера, но зарубежных, не только хлопотно, но и сильно затратно.

Я с удовольствием пообщался и даже выпил рюмку чаю (и не одну) с друзьями-коллегами. Разумеется, после такого вечернего допинга наутро уместно очнуться, влезть в теплый пуховик, вдохнуть морозного летнего воздуха Коробицыно и поучиться на лекциях мэтров тому, в чем сам не слишком силён.

В этом году в программе было много интересного, включая городские прогулки под дождём, мастер-классы по фотосъёмке еды, портрета и лекций типа «как бросить основную профессию и стать богачом, фотографируя то или это». Замечательные спикеры доказывали на собственном примере, что это возможно и аудитория начинающих (или продолжающих) фотографирование с удовольствием внимало их опыту, примеряя его на себя.

Кроме общения по формуле «ученик – фотомастер», было много возможностей расширить свой кругозор и подумать о путях и направлениях развития современной фотографии в формате «фотограф – фотограф». Из выступлений известных фотографов было видно, что успеха добиваются лишь те, кто нацелен на сверхрезультат и готов постоянно учиться, одновременно жертвовуя временем и финансами. Собственно, как и в любом другом деле.

Коллеги из фотолофта «Маяк» – Сергей Щербаков, Наталья Чеботарёва, Александр Черногривов – рассматривают работы своих учеников. Фото Андрея Безукладникова

После четырех дней общения со старыми и новыми друзьями и студентами-учениками в неформальной обстановке я пока еще не окончательно осмыслил итоги. Так примерно после тяжелой и интересной съёмки надо дать ей «отлежаться» и только потом свежим взглядом посмотреть на результат. Однозначно было безумно интересно и поучительно. Надеюсь, что для учащихся такое общение также оказалось полезным.

А теперь подробнее о первых после-впечатлениях. Личный интерес толкал меня, фоторепортера, посещать и слушать тех мастеров, творчество которых мне не слишком близко или я не особенно понимаю, в чем собственно мастерство состоит. Программа фотофеста заставляла иногда разрываться между семинарами, поэтому некоторые интересные встречи остались за кадром.

Известный студийный фотограф Игорь Сахаров привнес в свой мастер-класс ироничную нотку. Отвечая на стандартные обвинения «с таким светом кто угодно снимет…», он поставил в импровизированной студии не Broncolor, не Profoto, а светильники, сотворенные из оцинкованных вёдер «уралинвест» объемом 15 литров. Именно с таким самодеятельным светом его ученики и снимали модель. Как выяснилось, дело вовсе не в свете, а во владении им. Надо было видеть лицо приглашенного зарубежного мэтра, который зашел на воркшоп и с удивлением смотрел как на ведра, так и на небольшой отражатель из рыбной упаковки. Картинка модели получилась качественная, красивая, яркая. Я не впервые на показах Игоря, но каждый раз удивляюсь, насколько результат зависит от неуловимых нюансов в положении источников света – буквально сантиметры в сторону или вверх всё меняют.

Павел Хазанов и Владимир Семенов, "Галерея печати". Фото Александра Ведерникова

Мастер-класс итальянского фотографа моды Antonio Barrella начался с долгого предисловия, но быстро перешел в фазу слайдшоу с музыкой. Потом мастер разобрал каждую картинку по отдельности, ну и в конце… «Зал разразился бурными продолжительными аплодисментами, все встают…» Конечно, мастеровито и видно, что с большим бюджетом на каждую съёмку. Поскольку мода все-таки надстройка, а модная съёмка приложение к ней, то понимаешь, почему у нас востребованными оказываются не так много фотографов этого направления. Сперва должна заработать индустрия, потом модная индустрия и тогда уж мы им покажем…

Лекция фотографа Александра Гронского, одного из победителей World Press Photo 2012 называлась просто: «Пейзаж – не так просто». И в самом деле, Александр начал с истоков и рассказал, как средневековый пейзаж, символизирующий рай на земле, трансформировался в городской и почему сейчас ему интересно снимать именно это. Надо сказать, что на экране монитора его фотографии не производят сильного впечатления. Неискушенный зритель не всегда понимает, почему та или иная фотосерия достойна награды. Казалось бы, что здесь такого особенного? Ну, домики, ну люди; какие-то пары почти одинаковых снимков современных городских стен, скорее из серии «найди десять отличий». Лишь только добавив к серии фотографий текст, пояснение, начинаешь понимать, откуда берут начало корни фотографического пейзажа и насколько глубок замысел подобного визуального исследования современного пространства. И сразу же всё, как по щелчку пальцев, встаёт на свои места. Ты видишь Брейгеля, только не живописного, а фотографического с его мелкими фигурками человечков, занимающимися своими делами. Только фон состоит из современных новостроек, градирен, карьеров; переменились также одежда и занятия. Но поиски человеком идеальной среды обитания продолжаются. Выходя с лекции, известные мастера фотографии восхищенно цокали языком и обсуждали, насколько органичны идея и её воплощение.

Александр Филиппов. Фото Александра Беленького

Немного разочаровала лекция «Содержание, Конфликт и Уникальность в ваших фотографиях» фотографа Александра Медведева, вернее её начало. Автор так долго показывал известные зарубежные модные снимки и сыпал байками из жизни, что нетерпеливый слушатель задал вопрос: «когда же про фото»? Ну и получил справедливую отповедь, что мастер сам знает, как ему читать свою лекцию «содержание, конфликт и уникальность». Получилось почти как в названии.

Очень хороши были мастер-классы четы Мартьяхиных – Сергея и Натальи «Фуд-стайлинг и фуд-фото». Понимаешь, насколько важен свет и нюансы в такого рода съёмке. Вышедший в зал повар заметил, что приготовить блюдо у него заняло меньше времени, чем сфотографировать его для рекламы.

Не буду дальше разбирать отдельные лекции и мастер-классы, скажу лишь, что общее впечатление положительное и было много фотографической информации на разный вкус: студийный  и репортажный портрет, изыски с аналоговой печатью, современные пространства для фотожурналиста, как добиться успеха и т.д. Немного позабавили темы «как перестать фотографировать» или «ню без ню», которые на деле оказались познавательными, а последняя еще и шкодной и веселой..

Артём Чернов. Фото Александра Беленького

Из положительного:

  • Отличное комфортное размещение, вкусная еда, насыщенная программа.
  • Много действительно именитых мастеров разных фотографических направлений, у которых есть чему поучиться и которые доступны в неформальном общении.
  • Возможность показать себя и найти направление, в котором хочется развиваться. Было полезно как послушать лекции, так и поучаствовать в мастер-классах и портфолио ревю.

Из отрицательного:

  • Учащихся становится меньше. На мой взгляд, это происходит за счет новичков, которые вдруг осознают, что фотография тяжелый путь и быстрых результатов – денег, славы – здесь по-быстрому не заполучить.
  • Кроме лекций и мастер-классов, в программе «Природа» практически не было выезда «на натуру» для тех, кто «заточен» на репортажную фотографию. Съёмка в астрономической обсерватории отменилась, но вокруг села Первомайского еще есть куда пойти поснимать, например, птицефабрика Роскар
  • Большой  минус, как мне показалось, – упавший интерес фотоиндустрии к такого рода мероприятиям
  • Еще добавлю, что среди тех, кто приехал получить знания и «волшебный пендель» – мотивацию для дальнейшего развития преобладают начинающие ( и уже продвинутые) фотографы, чьё направление – «формотворчество», то есть «арт», «концепт» или коммерческая фотография. Тех, кто хочет развиваться в репортажной «прямой и документальной» фотографии оказалось немного. Наверное, становится популярным работать сериями и проектами, а направление «вся история в одном снимке» уходит.

В заключении организаторы порадовали хорошей новостью, объявив, что следующий ПитерФотоФест 2018 непременно состоится.

Александр Беленький,
фоторепортер,
преподаватель факультета журналистикиСПбГУ,
куратор «Фотофакультета»

Фото Александра Беленького

Андрей Чежин. Фото Александра Ведерникова

Аукцион «Фотография не продаётся», организованный фотолофтом «Маяк». Фото Александра Ведерникова

Аукцион «Фотография не продаётся», организованный фотолофтом «Маяк». Аукционисты – Павел Хазанов и Владимир Семенов. Фото Александра Ведерникова

Работы учеников фотолофта «Маяк». Фото Андрея Безукладникова

Валера и Наташа Черкашины проводят семинар «Фотодокумент в искусство». Фото Андрея Безукладникова

Портфолио-ревю. Фото Андрея Безукладникова

Александр Китаев во время портфолио-ревю. Фото Александра Ведерникова
Александр Китаев во время портфолио-ревю. Фото Александра Ведерникова

Георгий Пинхасов во время портфолио-ревю. Фото Александра Ведерникова

Александр Черногривов готовит растворы для фотопечати. Фото Андрея Безукладникова

Андрей Чежин на фоне работ своих учеников. Фото Андрея Безукладникова

Мастер-класс Игоря Сахарова «Шоу оцинкованных вёдер». Фото Александра Беленького

Мастер-класс Нади Кузнецовой «Рисунок проявителем». Фото Андрея Безукладникова

Миша Бурлацкий за работой. Фото Александра Беленького

Сергей Максимишин во время дискуссии «Как продвинуться в фотографии и где взять деньги на личные проекты». Модератор – Михаил Доможилов. Фото Андрея Безукладникова

Работы студентов фотолофта «Маяк». Фото Андрея Безукладникова