Международный Конкурс Инженерной Фотографии, организованный Институтом Инжиниринга и Технологий (ИЭТ) (IETInternational Engineering Photography Competition), приём работ на который подходит к концу, стал поводом для встречи Британского Фотографического журнала и фотографа Дэниела Стира (Daniel Stier), для обсуждения взаимоотношений фотографии и науки.
«Я совершенно не «технарь», – признаё Дэниел Стир. – У меня нет никакого научного бэкграунда, совсем». Но именно этот недостаток знаний толкнул лондонского фотографа в мир науки и технологии. «Наша жизнь сейчас так сильно зависит от технологии, но мы этого не замечаем. Я попытался, фотографируя, исследовать этот мир, чаще всего остающийся неизвестным, – добавляет он. – Между искусством и наукой есть разрыв, который нуждается в заполнении».
И он занялся этим заполнением – наиболее наглядно, в своей книге «Пути Знания» (Ways of Knowing), вышедшей в 2015 году, эксцентричное, интригующее и остроумное введение зрителя в мир научных исследований. Книга сводит вместе два проекта, каждый со своей задачей. Первый представляет собой своеобразные портреты учёных и студентов из Европы и США, принимавших участие в экспериментах. С невозмутимой визуальной ясностью мы видим их, «примонтированных» к причудливым механизмам разными способами – от гарнитуры, похожей на применяемую в глазных клиниках, до больших и странных капсулообразных структур, наводящих на мысли то ли о космических кораблях, то ли о ярмарочных аттракционах. Только минимальные описания позволяют зрителю как-то понять, что именно он наблюдает.
Второй проект запечатлевает серию экспериментов, сымитированных Стиром в его студии. Часть из них – абсолютный «фейк», в то время, как другие вдохновлены иллюстрированными журналами 19 столетия и содержат такие привычные предметы, как воздушные шарики, пластиковые бутылки и газеты. «Исторически фотография и наука всегда были близки, и я интересуюсь идеей доказательности, очевидности фотографии. Книга «Пути Знания» играет с этой точкой зрения, смешивая реальность с фантазией», – объясняет автор.
«Я играю с эстетикой науки, но я только фотограф, я просто делаю картинки. Это была попытка приблизиться к научному миру, но даже в большей степени подчеркнуть параллели между научной и художественной практикой. Там та же внутренняя мотивация, и та же одержимость».
Вдобавок к собственным проектам, таким как «Пути Знания», Стир также снимает заказы для таких клиентов, как Barclays, Virgin, Vogue и The NewYork Times. Эти рекламные и репортажные работы нередко служат источником вдохновения для последующих проектов. «The Labs» («Лаборатории»), показывающий организованный беспорядок рабочего места учёного – заваленного лабораторными халатами, пробирками и прочими «расходниками» - собран из заказов для журналов Financial Times Magazine и Avaunt Magazine. «Life and Death» («Жизнь и смерть»), снятый для «Men’s Health», это репортаж из учебного госпиталя, в котором все пациенты, включая новорожденных, а также младший персонал – пластиковые манекены-имитации. Стир фотографирует машины для серии «How Things Work» («Как вещи работают») на ярмарке строительной индустрии. «Я очарован тем, как они выглядят, очень правильно», говорит он.
Яркий и чёткий стиль работ Стира контрастирует с обычной «гипердраматичной» и подчас неприязненной подачей этой темы в прессе и, как он надеется, что они подходят ближе к восприятию научным сообществом.
«Я думаю, есть концептуальная неправильность в том, как изображают научную работу в прессе. Медиа фокусируются на больших проектах, которые часто выглядят, как реализованная фантастика, и фотографируют их в стиле «Нэшнл Джиогрэфик» – залитыми голубым или пурпурным сиянием. Реальность обычно выглядит совсем иначе».
Международный Конкурс Инженерной Фотографии (IET International Engineering Photography Competition), приём работ на который приближается к концу, также фокусируется на фотографии, отражающей разные стороны этой реальности. Организаторы IET видят широкое распространение неверного, нерепрезентативного образа науки и технологии – и хотят это изменить. «Инженерия – впечатляющий и быстро меняющийся сектор, формирующий наш мир и улучшающий нашу повседневную жизнь», – говорит Президент IET Джереми Уотсон (Jeremy Watson), являющийся также одним из членов жюри.
«Объявляя этот конкурс, мы надеялись, что сможем помочь правильному освещению современного, впечатляющего и творческого мира науки и инженерии, и показать, что эти вещи занимают центральное место в нашей современной жизни», – продолжает Уотсон. Участие в конкурсе свободное, каждый участник может представить по пять фото в каждой из категорий. Подробные условия на сайте конкурса: http://events.theiet.org/photo-competition/terms.cfm Награда победителям – денежные призы и участие в итоговой экспозиции.
Несмотря на свою совершенно не-техническую исходную позицию, Стир пришел к выводу, что миры искусства и науки имеют больше сходства, чем это кажется на первый взгляд. «И учёные, и художники ищут ответы на большие вопросы, – говорит он. – В обоих областях вы видите безграничную веру в созидание и изобретательность, ведущую к глубочайшей специализации. В конце концов, мы все пытаемся найти какой-то смысл в окружающем нас непредсказуемом природном хаосе».
Перевод с английского Александра Курловича
***
Комментарий переводчика: На мой взгляд, Дэниел понял сильно меньше, чем хотелось бы. Он не понял, что научное мышление принципиально отличается от художественного и основано на знании, а не на вере. Он не понял, что Вселенная для учёного – прекрасная гармония, которую надо познать, а не «непредсказуемый хаос». Впрочем, парню просто не хватило знания.
И ещё один момент, который хочется отметить именно потому, что его нет в статье – это необходимость дедемонизации науки и технологии.