Монахиня. Нью-Йорк, 1944. Estate of Fred Stein

“Mehr Licht” – «больше света» – знаменитые последние слова Гёте. Эти слова, произнесённые на смертном ложе, одновременно – название книги Фреда Стейна, состоящей из фото, снятых на Пятой Авеню, и изданной посмертно. Может ли быть более подходящее название?

Работы немецкого автора, по большому счёту, сильно недооценены, но на выставке в Maison Doisneau, в пригороде Парижа, на них прольётся больше света. Выставка представляет чёрно-белые фотографии, сделанные по обе стороны Атлантики.

Он родился в 1909 году в еврейской семье в Дрездене, там же проявил ранний интерес к политике и стал анти-нацистским активистом. Он учился на юриста, но из-за антисемитизма не был принят в германскую адвокатуру. В 1933 году, Стейн женился на Лизелотт Зальцбург (LiselotteSalzburg), известной как Лило, и молодые бежали из Германии в Париж под предлогом медового месяца, чтобы уже не возвращаться обратно.

Хотя мистер Стейн безупречно говорил по-французски, практиковать как юрист он не мог и там. Вместо этого, он переквалифицировался в фотографа, купив 35-мм «Лейку» и открыв Studio Stein (с тёмной комнатой, расположенной в ванной). Он фотографировал сценки уличной жизни Парижа. Это мог быть шофёр, за которым наблюдают две любопытные собачонки,  крупный план женщины, задремавшей в парке с незажженной сигаретой в руке,  или парочка, обнимающаяся под фонарём. Он также делал документальные съёмки политических событий, таких, как движение «Народный Фронт». В 1939 году он был интернирован в лагерь, но благодаря Международному Комитету Спасения смог вместе с женой и маленькой дочкой уехать из Франции. Они отправились в Нью-Йорк через Марсель на пароходе «S.S. Winnipeg», имея в багаже «Лейку» и некоторое количество негативов.

Человек в тачке, Нью-Йорк, 1944. Estate of Fred Stein

В Нью-Йорке мистер Стейн снова исследовал незнакомый до сих пор мегаполис, документируя Маленькую Италию, Чайнатаун, жизнь Афро-Американцев в Гарлеме и Еврейское коммьюнити в Бруклине. Он фотографировал детей, плещущихся в воде у набережной; женщину, печатающую на открытом воздухе в Центральном парке; работающего мальчика – чистильщика обуви; евангелиста, наполовину скрытого за своим плакатом о знамении судного дня: «НЕТ ПРАВЕДНОГО, НЕТ, НИ ОДНОГО».

О трудностях, которые пришлось преодолеть мистеру Стейну, его сын, Петер, говорит просто: «Он был оптимистом. … Его фотографии оставляли чувство радости, приподнятости». Его работы гуманистичны, окрашены озорным юмором, верой в сообщество и радостью жизни. Марианна Розенберг (Marianne Rosenberg), чья галерея, Rosenberg & Co,  представляет наследие Стейна в Нью-Йорке, была впечатлен его «искренним, деликатным подходом» и описывала его непортретные работы как «нечто более глубокое, широкое и богатое, чем просто съёмка уличных сценок». Синтия Янг (Cynthia Young), куратор Международного Центра Фотографии, разбиравшая его архив, соглашается: «Как многие фотографы, Стейн интересовался людьми и их жизнью, их увлечениями. Именно этот интерес к людям питает фотографов».

Мистер Стейн обычно работал без заказов, снимая то, что ему было интересно. Он часто появлялся с пресс-пропуском и камерой на конференциях в Германском консульстве, ПЕН-центре и ООН.Он фотографировал выступающих и затем предлагал свои работы издательствам и фоторедакторам журналов. «Он жил очень тяжело», сказал его сын. Его жена, профессор в колледже, поддерживала семью и помогала мужу в фотолаборатории.

“Chez” Париж, 1934. Estate of Fred Stein

В конце 40-х, мистер Стейн ушел с улиц и в конце концов открыл портретную студию, где снимал писателей, художников, учёных и философов, включая Нормана Мейлера (Norman Mailer), Томаса Манна (Thomas Mann), Ханну Арендт (Hannah Arendt) и Марка Шагала (Marc Chagall). Его портретная сессия с Альбертом Эйнштейном, которую удалось организовать, так как ассистент Эйнштейна был одноклассником фотографа, уложилась в последние десять минут двухчасового общения. Остальное время ушло на разговор, «приперчённый» политикой и неприличными анекдотами на немецком. Примерно так же выглядела и съёмка портрета Ле Корбюзье.

Для всех известных людей, которых он снимал, он остался маргиналом. Его архив из негативов, контактных отпечатков и форматных отпечатков хранился в коробках из-под обуви и после смерти автора в 1967 году в возрасте 58 лет был практически забыт. Сын фотографа, выйдя на пенсию, занялся изучением и систематизацией архива и снял документальный фильм об отце. Около 40 отпечатков были показаны в 1995 году на выставке в Международном Центре Фотографии, «Нью-Йорк Фреда Стайна», и более крупной экспозиции в Еврейском Музее в Берлине,  «В одном моменте: фотографии Фреда Стайна», в 2013 году.

Сегодня фотографии мистера Стайна предоставляют летопись ежедневной жизни Нью-Йорка 1940-х и Парижа между войнами, отражения ушедшей эры в жизни больших городов. В это время, на фотографов смотрели скорее как на технарей, чем как на людей искусства. Однако, собственное отношение Фреда Стайна к фотографии опережало время. Однажды он даже прочитал в Публичной Библиотеке Нью-Йорка лекцию, названную «Искусство ли фотография?»

«Замечательно, что мистер Стайн выбрал дорогу чистой фотографии, – говорит Марианна Розенберг. –  Он старался запечатлеть людей, суть их жизни. Делая это, он неизбежно зафиксировал события и условия, составлявшие мир, в котором эти люди жили».

Фонтаны, Париж, 1935. Estate of Fred Stein

Дети читают газету, Париж, 1935. Estate of Fred Stein

Парижский вечер, 1934. Estate of Fred Stein

Продавец кукол, Париж, 1938. Estate of Fred Stein

Чтение на траве, Париж, 1936. Estate of Fred Stein

День взятия Бастилии, Париж, 1935. Estate of Fred Stein

Торговка, Париж, 1937. Estate of Fred Stein

Хоровод, Париж, 1936. Estate of Fred Stein

Цветочница, Париж, 1935. Estate of Fred Stein

Парад в Гарлеме, Нью-Йорк, 1949. Estate of Fred Stein

Доббс на Пятой Авеню (знаменитый магазин шляп – АК), 1946. Estate of Fred Stein

Чайнатаун, Нью-Йорк, 1944. Estate of Fred Stein

Маленькая Италия, Нью-Йорк, 1943. Estate of Fred Stein

Девочка в машинке, Нью-Йорк, 1947. Estate of Fred Stein

Школьники, Нью-Йорк, 1944. Estate of Fred Stein

Марлен Дитрих, Нью-Йорк, 1957. Estate of Fred Stein

«Фото Баумгартнер», 1950. Estate of Fred Stein

Нью-Йорк, 1942. Estate of Fred Stein

Кони Айленд, Нью-Йорк, 1946. Estate of Fred Stein

Бруклинские мальчишки, Нью-Йорк, 1946. Estate of Fred Stein

Перевод с английского Александра Курловича

Партнерская ссылка – вакансии для женщин после 50 лет