Thames & Hudson Ltd, ISBN: 050051223X, 386 страниц, 25 фотографий, формат 16 × 24 см

Автор биографии Пьер Ассулин, отмечает, что писать о человеке, которого довелось знать, представляется весьма «странным» делом. Что до «знать», то если не брать в расчет близких фотографу людей, Ассулин действительно имеет полное право говорить, что Картье-Брессона он знал, так как регулярно встречался с ним, начиная с 1994 года, когда впервые постучался в его студию ради интервью и был принят. Встречи проходили вплоть до 2004 года. Что до странности в написании биографии, то автор объясняет это тем, что преимущества в том, что знаешь человека, могут «легко обернуться препятствием». Потому как писатель двигается в повествовании своем между двумя крайностями. С одной стороны, он должен поддерживать восхищение к интересующему его человеку, не теряя при этом способности мыслить критически. С другой — ему необходимо найти разумный баланс в том, чтобы суметь удовлетворить собственное любопытство, но и не допустить при этом вольностей в общении. Что называется sine qua non, — необходимое условие, если портрет задумывается быть честным, без скатывания к «таблоидной навязчивости». Учитывая, что фотограф никогда не слыл благорасположенным относительно какого-либо рода биографий о себе, не выносил даже самого слова «биография», можно предположить, что задача, поставленная перед автором данной книги, была весьма и весьма непростой.

«Если вы хотите понять Анри Картье-Брессона, вам необходимо отклониться от привычной концепции времени и заменить ее другой, иногда анахроничной, в которой календарь фактов не обязательно соответствует календарю эмоций».*

Перечитывая повествование по второму и третьему разу, ловишь себя на мысли, что, действительно, делаешь это уже в произвольном порядке, избегая хронологической последовательности. Восемь глав книги и эпилог. Детали и нюансы. Люди и события. Удачи и неудачи. Они все более и более добавляют в оттенках к цельному представлению о фотографе.

Формирование артистического видения. Первые наставники — живописцы Жак-Эмиль Бланш и Андре Лот. От второго, как известно, был «подхвачен вирус геометрии». Африка. Отказ от живописи в пользу фотографии. Уничтожение всех ранее написанных картин. Знакомство с издателем Териадом. Монпарнас. Поездки по Европе. Мексика. Решение порвать с фотографией в 1935-м в Нью-Йорке. Увлечение кинематографом. Отказ быть принятым на работу в качестве ассистента со стороны режиссеров Луи Бюнюэля и Георга Пабста. Война и унижение Франции. Три попытки бегства из плена. Германия, ставшая для него анафемой. При встрече с немцем фотограф с трудом будет удерживаться от того, чтобы не задать очевидный вопрос: «Что вы делали во время войны?» Жизнь в фотографии. Сороковые — шестидесятые. Мир, события, репортажи. «Магнум» и разлад с ним. Известное письмо 1966 года с предложением создать две ассоциации — за одной оставить название «Magnum», а другую наименовать «Mignum» или «Mignon». Семидесятые. Возвращение к живописи. Слова Териада: «В фотографии ты сделал все, что мог. Сказал все, что должен был сказать, и тебе более нечего доказывать. Пойти дальше того, чего достиг, ты бы не смог, затем споткнулся бы, стал повторяться и превратился в окаменелость. Тебе нужно вернуться к живописи и рисунку». Анри Картье-Брессон, как известно, так и поступил.

История отношения к миру этого человека — это о том, кто всю свою жизнь задавал себе один и тот же вопрос: «о чем все это?» — и который так никогда и не нашел на него ответа. Потому что нет такового.**


* Pierre Assouline, Introduction: Hero and Friend, p. 11; Henri Cartier-Bresson. A Biography

** Ibidem, p. 12

www.thameshudson.co.uk