American Poet, Джоэл Бродски, 1968

Контактный лист к фото Джима Моррисона (“American Poet”, Джоэл Бродски), 1968

Некоторые фотографии известны так же, как изображенные на них знаменитости. Например, невозможно, говоря о Джиме Моррисоне, не вспомнить образ «Американского поэта» (“American Poet”), в котором его обессмертил Джоэл Бродски (Joel Brodsky) в 1967 году – худощавый парень без рубашки, выражение несколько мрачноватое и стоическое.

Но что можно сказать о фотографиях из тех же самых фотосессий, не получивших такой известности? Галерея Fahey/Klein Gallery из Лос-Анджелеса показывает их совместно с «главными» фото в экспозиции «Контакт», идущей до 28 января. Контактные листы фотосессий известных персонажей из мира поп-культуры, моды и политики соседствуют с крупноформатными отпечатками самых запомнившихся снимков из этих сессий. Рядом с работами Бродски и Джексона представлены отпечатки с фотосессии Херба Ритца. Съёмка спины модели в платье от Версаче для серии «Мираж» (“El Mirage”) и отбор негатива для итогового отпечатка показывают огромное внимание автора к самым мелким деталям. Также интересно увидеть, как контролировала свой образ Мерилин Монро – в результатах фотосессии с Лоуренсом Шиллером (Lawrence Schiller) она перечеркнула красным фломастером все фото, кроме двух, запрещая их использование. При этом на одной из двух оставленных фотографий даже не видно лица.

Модель в платье от Версаче, вид со спины, проект «Мираж», Херб Ритц, 1990

Модель в платье от Версаче, вид со спины, проект «Мираж», Херб Ритц. Контактный лист, 1990

«Показы контактных отпечатков в галереях устраивались и раньше, – говорит владелец галереи Дэвид Фэхи (David Fahey). – Но чаще всего при этом контакты увеличивают, так что публика, по сути, видела всю фотосессию. В нашей выставке мне нравится то, что зрители видят не увеличенные, крошечные контактные отпечатки и могут сравнивать их с окончательно отобранной итоговой фотографией. Таким образом, процесс творчества фотографа, движения к окончательному результату становится яснее».

Он говорит, что выбор фотографий был связан, помимо прочего, с возможностью собрать их в разумный срок. Контактные отпечатки этих работ принадлежат разным людям или организациям, и сотрудники галереи имели ограниченное время, исчислявшееся неделями, на согласование всех договорённостей. Большой поклонник фотожурналистики, Фэхи разместил фотографию Ли Харви Освальда (Lee Harvey Oswald) рядом с фотографиями Мартина Лютера Кинга в Сельме, штат Алабама, показывая историю двух из важнейших фотографий Америки 60-х. Он добавляет, что лишь случайное стечение обстоятельств привело к тому, что фотографии Фрэнка Синатры и нерезкие фото Джона Ф. Кеннеди с его инаугурации расположены через комнату от фото Освальда.

Мартин Лютер Кинг выступает перед 25000 участников марша за гражданские права, Стефен Сомерштейн, 1965

Мартин Лютер Кинг выступает перед 25000 участников марша за гражданские права, Стефен Сомерштейн. Контактный лист, 1965

«Когда мы собирали экспозицию, всё базировалось на формальных признаках – на том, как они выглядят в развеске, – говорит Фэхи. – И во-вторых, мы пытались комбинировать темы и фото из одной и той же эпохи, представляющие схожие идеи».

Фэхи говорит, что его не заботит тот факт, что выставка представляет собой «смешанную группу» фотографий известных людей в разных жанрах. Он позиционирует один из экспонатов – снимок модели Пегги Моффит (Peggy Moffitt) в одиозном монокини Руди Гернрич (Rudi Gernreich), сделанный Вильямом Клэкстоном (William Claxton), как классику, но оговаривает, что «далеко не все согласны со мной в этом». Он также любит «тонкие различия» в фотографиях Джоан Дидион (Joan Didion), тоже выставленных. Дэвид Фэхи добавляет, что очень интересно наблюдать жизнь разных людей, показанную на фотографиях, как много они хотят показать, и как из разных аутентичных моментов получается окончательно принятый вариант.

«Мне нравится тот факт, что разные фотографии становятся известными по разным причинам; главное – они так или иначе связываются с изображенными на них людьми, – говорит Фэхи. – Это такой особый «золотой момент», особые отношения. Работа фотографа может не понравиться модели, но именно у одной фотографии вдруг возникает такая связь. Так много людей, так много фотографов, и если кому-то из них повезло сделать одну великую фотографию, они могут потом всю жизнь работать, стараясь повторить этот успех».

Битлз, бой подушками, Харри Бенсон, 1963

Битлз, бой подушками, Харри Бенсон. Контактный лист, 1963

Энди Уорхол, Эдди Седжвик и окружение. Стив Шапиро, 1965

Энди Уорхол, Эдди Седжвик и окружение. Стив Шапиро. Контактный лист, 1965

Карли Саймон «Карли валяет дурака», Норманн Шиифф, 1974

Карли Саймон «Карли валяет дурака», Норманн Шиифф, контактный лист, 1974

Марсель Дюшан играет в шахматы с обнаженной Ивой Бабитц, Джулиан Вассер, 1963

Марсель Дюшан играет в шахматы с обнаженной Ивой Бабитц, Джулиан Вассер, Контактный лист, 1963

Кэтрин Росс и Дастин Хоффманн, убегающие из церкви в конце фильма «Выпускник» ("The Graduate"), студии Парамаунт, Боб Уиллоуби, 1967

Кэтрин Росс и Дастин Хоффманн, убегающие из церкви в конце фильма «Выпускник» ("The Graduate"), студии Парамаунт, Боб Уиллоуби, контактный лист, 1967