Александр Китаев
Путешествие света
СПб, «Росток», 2016 – 108 с.
(Серия «Классика» / Под общ. ред. И. В. Гундаревой)
ISBN 978-5-94668-219-0

Впервые обратившись к фотограммам в 1990-е годы, Александр Китаев далеко ушел от своих знаменитых предшественников. Он сразу начал работать не с элементарными формулами контрастов и контуров, а с трехмерным и прозрачным стеклом, позволяющим создавать сложные пространственные композиции. И если поначалу художника еще интересовали верные тени давно исчерпавших свою прямую функцию предметов, то затем он пришел к созданию совершенно новых реальностей. Пафос «остранения», в равной мере воплощавшийся в попытках Рене Магритта «увидеть заново» обычный стакан и в фотограммных композициях Ман Рея и Мохоли-Надя, оказался отвергнут ради обретения нового инструментария – стеклянной бутылки и светового потока.