Эстетическим центром для всей истории, само собой разумеется, оказываются небоскрёбы Манхэттена – давний символ Нью-Йорка для всего мира, при том, что в книге представлены изображения и других районов города, и даже соседнего Нью-Джерси.

«Манхэттен был вынужден расти вверх, потому что больше было некуда», писал И.Б. Уайт (E.B. White) в «Это – Нью-Йорк» (“Here is New York”), своём классическом эссе 1949 года. «Это в большей степени, чем что-либо ещё в ответе за его физическое величие».

Такое заключение объясняет появление того Манхэттена, который мы знаем, с экономической точки зрения. Что же касается эстетики, то появление такого архитектурного «суперобъекта», как район небоскрёбов, очень быстро стало для фотографов вызовом и задачей, и фотографирование с высоты – один из очевидных подходов к её решению.

Небольшая ширина острова (2,2 мили) и невероятное разнообразие элементов на нём делают его практически идеальным объектом для высотной съёмки. Поднявшись выше, можно охватить всю панораму, от Upper Bay на юге до реки Харлем на севере, создавая прекрасное природное обрамление для картины.

Самыми ранними фотографиями Нью-Йорка с воздуха, в начале 1900-х годов мы обязаны армии. Совершенно понятно, что художественная сторона дела армейским фотографам была не нужна. Но по мере роста города, как экономического центра в первой половине 20 века, амбиции и возможности «гражданской» воздушной фотографии росли одновременно, и яркий образ растущего вверх мегаполиса стал мировым символом. Оттенок приключения, присутствовавший в этих съёмках, прекрасно передан в известной фотографии Оскара Граубнера (Oscar Graubner) 1935 года. На ней заснята журналистка Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White), со своей камерой оседлавшая «стального орла», украшение на крыше Крайслер-Билдинг.

Margaret Bourke-White, Chrysler Building, 1934 — Graubner Автор: Oscar Graubner, 1904-1971

Качество ранних фотографий, естественно, было не слишком высоким, как из-за несовершенства фототехники, так и из-за вибрации авиационных моторов. Угольный смог от фабричных районов тоже не улучшал картину. Со временем забота об экологии вместе с совершенствованием техники позволили фотографам, по сути, превратить город в полноценную художественную среду, область для творчества. Книга демонстрирует весь пройденный при этом путь, начиная от рисованной вручную карты Нью-Амстердама 1626 года, авторства Иоста Хартгерса (Joost Hartgers), первого известного изображения города  до сделанной в 2013 году фотографии с Международной Космической Станции, а также множество других важнейших изображений, созданных между этими датами, включая первую цветную аэрофотографию Статуи Свободы.

Одно из свойств аэрофотографии состоит в том, что жители города на таких снимках уменьшаются, часто практически исчезают. Заметными остаются лишь крупнейшие события вроде Нью-Йоркского марафона или  больших празднований. Это во многом именно отвлечённый объект, зато рост города, его развитие видно очень наглядно – со всеми приобретениями и потерями.

Нью-Йорк, несомненно, один из самых «фотографируемых» городов мира, а с появлением Инстаграмма – и один из самых «геотэгируемых». Но вышедшая книга лишний раз подтверждает ходовую поговорку фоторедакторов – фотографий таких городов «много не бывает».

New York: A Century of Aerial Photography
Hardcover with jacket, 240 pages, 24,0x32,5,
160 color illustrations, 20 b/w illustrations
ISBN: 978-3-7913-8293-7
$ 39.95 | £ 29.99
Publishing House: Prestel
Date of publication:
US September 01, 2016
UK August 01, 2016

Иост Хартгерс. Нью-Амстердам. 1626. New England Historic Genealogical Soceity

Бипланы ВВС США над Мидтауном Манхэттена и недавно законченным Крайслер-Билдинг

Центральный парк. AirPano.com

Ночной Манхэттен

Бруклинский мост

Башни-близнецы ВТЦ, 1982

Манхэттен зимой. www.mediadrumworld.com