В феврале в парижском музее Фонда современного искусства Картье (Fondation Cartier pour l’Art) открылась выставка одного из самых влиятельных японских фотографов XX века, живого классика японской фотографии Дайдо Мориямы.

Проект Daido Tokyo – это множество цветных фотографий, сделанных автором в Токио за последние годы. Вместе с тем, это также черно-белые снимки, проецируемые в отдельном помещении на четырех экранах. Между двумя этими частями есть некое напряжение, благодаря которому и рождается новый, но не «очередной» рассказ Мориямы о Токио.

Именно в Токио в первые послевоенные десятилетия складывалась судьба множества радикально настроенных – по отношению к культурной экспансии Запада – фотографов, ставших позднее всемирно известными. Одним из них был Морияма, который,  в том числе на страницах журнала Provoke, выступал за создание нового визуального языка – радикального, гипер-субъективного, перформативного. Именно зернистыми, радикально контрастными и сделанными как бы случайно черно-белыми снимками уличной жизни Токио Морияма когда-то заявил о себе на весь мир.

Представляя в Париже цветные (не типичные для него) снимки, Морияма пытается скорее подвергнуть рефлексии и дополнить уже известный публике опыт японской столицы, нежели просто воспроизвести его новыми средствами. На это указывает и несимметричное отражение двух частей экспозиции: цветной и черно-белой. Впрочем, правильнее было бы разделять их не по цветовым характеристикам, но по способу экспозиции. Цветные снимки на выставке представлены на материальном носителе, в то время как черно-белые работы подверглись, с одной стороны, виртуализации, а с другой – ритуализации: их, посредством цифровой проекции, демонстрируют в отдельном тёмном пространстве. Именно благодаря этой технической трансформации изначально снятых на плёнку снимков, разделению их на две составляющих, и создаются уникальные отношения, которые, возможно, и позволяют постичь ключевой смысл «Токио» Мориямы.

Выставка будет открыта для посетителей до 5 июня 2016 года. Подробнее >