Уже несколько лет подряд на зарубежных онлайн-ресурсах и в профильных блогах декабрь традиционно превращается в период массированной атаки рейтингами лучших фотокниг года, замеченных критиками, кураторами, коллекционерами, редакторами и прочими лидерами мнений индустрии. Хотя в последнее время подобный парад списков, сделавшийся обязательной частью закрытия очередного издательского сезона, все чаще становится мишенью для иронизирования как над художниками, так и над экспертами и теми, кто желает ими быть или казаться (шорт-листов публикуется действительно слишком много), знакомство с содержанием таких обзоров по-прежнему остается наилучшим способом разобраться, что произошло на этом поле за 12 месяцев. Словом, если по каким-то причинам то или иное название было пропущено в течение года, первый месяц зимы — самое то, чтобы взглянуть на марш победителей (в 2015-м по числу упоминаний лидирует проект «Imperial Courts: 1993—2015» голландки Даны Ликсенберг). Исследователь фотокниг Анастасия Богомолова нашла в англоязычных рейтингах работы выходцев с постсоветского пространства и объединила их в одном материале.

Для авторов, связанных с территорией бывшего Союза, 2015-й, если сравнивать с прошлым годом, выдался значительно более урожайным на внимание со стороны так называемых opinion leaders. Без малого два десятка изданий были отмечены экспертами в персональных и коллективных списках, составленных для профильных сайтов. Даже если не брать в расчет имена художников, давно живущих за пределами родины и выпускающих свои книги тоже только за рубежом, общий итог, тем не менее, выглядит впечатляющим (в 2014-м насчитывалось восемь названий).

Если взглянуть на всю подборку в целом, вряд ли можно будет назвать ее ровной. Помимо очевидной разницы между большими проектами (и большими именами), продукцией независимых издательств и домашним селф-паблишингом, отличия наблюдаются и среди отдельных территорий. В России, к примеру, налицо преобладание самиздата — в сущности, у нас практически нет институций, работающих именно с фотокнигой. Если говорить честно, то в этом поле находится по-прежнему лишь Treemedia (позволю себе не включать сюда пока петербургскую «Галерею печати» с ее уклоном преимущественно в производственный процесс). Техническое качество и эстетика продакшна тоже разнятся. Несмотря на это (а порой и вопреки), каждая из публикаций была отмечена в зарубежных рейтингах.

 

7 упоминаний

Boris Mikhailov «Diary»

Koenig Books

Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
Boris Mikhailov. Diary
1 из 4

Да, Михайлов — это высшая лига. Да, он как раз из числа тех авторов, кто продолжительное время живет за пределами родной страны и уже принадлежит не конкретной территории, а миру. Тем не менее его самые сильные работы по-прежнему связаны с постсоветским полем и наследием бывшего Союза. Новую книгу художника, выпущенную по традиции крупным немецким издательством Koenig Books, Михайлов посвятил группе «Голубая лошадь» — неформальному объединению молодых харьковчан, многие из которых в период существования СССР попали в тюрьму по обвинению в «порнографии» (под этим словом понимались и прослушивание битлов, и танцы под рок-н-ролл). В дневниковой манере автор выводит повседневную жизнь в Советской Украине, снабжая свой скрапбук интимными комментариями. «Охватывая примерно 50 лет, крайне плотный „Diary“ — это больше книга художника, чествующая антигероя, того, кто бросает вызов одновременно системам политики и фотографии. Выражаясь словами эссеиста Франческо Дзанота, „Дневник“ Михайлова — возмутительная и едкая одиссея homo sovieticus», — пишет об издании американский документалист и блогер Джеффри Лэдд, принявший участие в составлении престижного списка для популярного онлайн-магазина photo-eye.com. В мета-рейтинге лучших изданий Diary фигурирует на десятом месте с семью упоминаниями.

Рейтинги: Time Lightbox, Jeffrey Ladd, Little Brown Mushroom, Miwa Susuda, Ed Templeton, Tiane Doan Na Champassak, Will Steacy.

 

6 упоминаний

Ivars Gravlejs «Early Works»

MACK

Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
Ivars Gravlejs. Early Works
1 из 12

Эксцентричный альбом латвийского художника Иварса Гравлейса, документирующий его школьные 1990-е, когда приобретение камеры превратилось для 11-летнего мальчика в инструмент безудержного восстания против власти учителей и в способ насмехательства над эстетическими принципами мира взрослых. Уже в современном издании автор объединил свои ранние снимки, коллажи и монтажи в восемь разделов (среди них есть, например, «Концептуальное» и «Поп-арт»). Писатель, блогер и лектор Колин Панталл назвал «Early Works" одной из самых любимых фотокниг всех времен: «Она гневная, саркастичная и веселая, полная энергии, которая кажется совершенно знакомой». Одиннадцатое место в мета-рейтинге проект Гравлейса делит еще с семью публикациями.

Рейтинги: Time Lightbox, Alejandro Cartagena, Simon Baker, Colin Pantall, Martin Parr и другие.

 

5 упоминаний

Shilo Group «Chronicle»

dienacht Publishing

Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
Shilo Group. Chronicle
1 из 16

Тот же Колин Панталл назвал это издание лучшей украинской книгой 2015-го. В свою очередь, владелец токийской Zen Foto Gallery Марк Пирсон, знаток японской и китайской фотографии, в блоге онлайн-магазина Photobookstore написал про работу группы «Шило» так: «„Хроника“ — проект, снятый в Украине в 2010—2015 годах и отпечатанный в ванной комнате на советской фотобумаге. Результат получился грубым и странным. Его шероховатость транслирует потрясение, тревогу и страх, который люди испытывали в течение тех лет, что нормальность неуклонно превращалась в противостояние и войну». Новая публикация дуэта Краснощек—Лебединский, авторов удивительной прошлогодней «Euromaidan», продолжает изучение актуальной повестки дня, следуя традициям японских протестных изданий 1960-х. И вновь это одно из наиболее громко заявивших о себе изданий от авторов с постсоветского поля. Тенденция налицо.

Рейтинги: Cape, Hannah Watson, Colin Pantall, Josef Chladek, Mark Pearson.

 

3 упоминания

Alexander Gronsky «Norilsk»

The Velvet Cell

Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
Alexander Gronsky. Norilsk
1 из 6

Пятое место в списке бестселлеров известного онлайн-магазина Photobookstore, три упоминания в рейтингах лучших фотокниг года. Гронский остается в числе наиболее востребованных российских фотографов. В своем новом издании в очередной раз он демонстрирует то, что ему дается лучше всего — удивительные пейзажи. «Книга великолепных изображений, красиво напечатанных идеальным размером», — замечает документалист Алехандро Картахена, комментиуря свой выбор «Норильска» для списка photo-eye.com. Блог Innocent Curiosity соглашается.

 

2 упоминания

Evgenia Arbugaeva «Tiksi»

The Eyes Publishing

Evgenia Arbugaeva. Tiksi
Evgenia Arbugaeva. Tiksi
Evgenia Arbugaeva. Tiksi
Evgenia Arbugaeva. Tiksi
1 из 2

Проект «Тикси», чье победное шествие по всевозможным конкурсам можно было наблюдать в последние два-три года, наконец-то обрел книжную форму — довольно простую, надо сказать. Издание дважды фигурировало в итоговых списках. В одном случае — в рейтинге Time Lightbox, куда работу включила фоторедактор National Geographic Сара Лин с комментарием, больше относящимся к удивительным изображениям Евгении Арбугаевой в целом, нежели собственно к книге.

 

Julia Borissova «Address»

Self-published

Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
Julia Borissova. Address
1 из 8

Юлия Бориссова, пожалуй, самый стабильно работающий с жанром фотокниги российский автор. За три года она в одиночку выпустила пять изданий, каждое из которых не осталось незамеченным. «Дальний берег» (2013) побывал в шорт-листе кассельского конкурса Dummy Awards, «Бегство на край» и «ДОМ» (2014) получили отличные рецензии и попали в несколько итоговых списков. Нынешний «Адрес», где художник пытается соединить свое прошлое местожительства с настоящим «я», входил в число финалистов нескольких премий и вновь отмечен под конец года. Создатель проекта Virtual bookshelf Йозеф Кладек назвал издание среди лучших цветных публикаций, а Calvert Journal включил эту работу в подборку наиболее интересных восточноевропейских проектов последнего времени.

 

Yulia Krivich «Presentiment»

Fundacja Sztuk Wizualnych

Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
Yulia Krivich. Presentiment
1 из 9

«„Предчувствие“ Юлии Кривич — одна из самых прекрасных иллюстраций текущей ситуации в Украине, показывающая неоднозначность точек зрения среди молодежи, для которой война — это просто еще один пост в инстаграме. К сожалению, этот конфликт не исчезнет, даже если будет проговорен современным фотографическим языком», — говорит Рафал Милах, включивший проект Юли в свой топ для photo-eye.com. Calvert Journal присоединяется.

 

Misha Pedan «M»

Khimaira förlag

Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
Misha Pedan. M
1 из 5

Представитель «харьковской школы», основатель объединения UPHA, куратор и фотограф Миша Педан, уехавший из Украины в Швецию еще в 1990-х, подобно его соотечественнику Борису Михайлову, продолжает обращаться к советскому прошлому своей родины. Его предыдущая книга «The End of la Belle Époque» (2013), прекрасно изданная Khimaira förlag, вобрала в себя снимки 1986—1989 годов. Нынешняя публикация «М» включает кадры, сделанные в 1985-м и 1986-м в харьковском метро скрытой камерой. «Поэтичная летопись Советской Украины» — так проект, вошедший в шорт-лист премии Anamorphosis Prize, описывается в аннотациях. Йозеф Кладек назвал издание в числе лучших черно-белых книг года, а Calvert Journal упомянул у себя в списке.

 

1 упоминание

Anna Block «Waters brake rocks»

Self-published

Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
Anna Block. Waters brake rocks
1 из 5

Кэлин Крузе, если взглянуть на каталог его независимого немецкого издательства dienacht Publishing (там есть и Екатерина Анохина, и Ольга Матвеева), вообще жалует авторов с постсоветского пространства. В своем трехчастном обзоре самых любимых фотокниг ушедшего года он выделил три работы российских художников. Первая среди них (в алфавитном порядке) — чувственный зин Анны Блок. «Прекрасно сделанный вручную и хорошо соединяющий интимность и природу», — пишет Крузе.

 

Artur Bondar «Signatures of War»

Self-published

Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
Artur Bondar. Signatures of War
1 из 9

Независимый куратор Юми Гото отметила в своем списке на сайте PhotoBookStore книгу украинского фотографа Артура Бондаря, которую он издал по завершении успешной краудфандинговой кампании. «Подписи войны» вобрали в себя семь десятков полароидов, на которых запечатлены ветераны Великой Отечественной. Серия снимков много публиковалась в течение последних нескольких лет, но, обретя книжную форму с мастерским дизайном Антона Лепашова, проект изменился тонально, получил новую глубину. Хотя работа напрямую соотносится с конкретным историческим событием, это книга о войне вообще, о любой войне, которая с жадностью пережевывает людские тела.

 

Ilkin Huseynov «Mühit»

RIOT Books

Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
Ilkin Huseynov. Mühit
1 из 8

Переиздание книги Илькина Гусейнова «Mühit», с которой началось независимое издательство RIOT Books, отмечено проектом 10x10 photobooks. Над этой публикацией фотограф из Азербайджана, живущий в Европе, работал, вернувшись на родину после учебы за рубежом и испытав чувство отчуждения по отношению к некогда близким местам, в которых провел свое детство. «Mühit» — погоня за воспоминаниями, оказавшимися единственным, чему художник мог довериться, столкнувшись с реальностью изменившегося Азербайджана.

 

Mikhail Karasik & Manfred Heiting «The Soviet Photobook 1920—1941»

Steidl

Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
Mikhail Karasik & Manfred Heiting. The Soviet Photobook 1920—1941
1 из 6

По сути, англоязычная версия сразу двух альбомов под редакцией Михаила Карасика, выходивших на русском, а именно «Парадной книги Страны Советов» и (в меньшей степени) «Ударной книги советской детворы», посвященных пропагандистским фотоизданиям СССР. Европейский вариант содержит больше иллюстраций и выглядит роскошнее (стоит, кстати, тоже роскошно). «The Soviet Photobook» в своем итоговом шорт-листе отметил редактор немецкого блога Kasselerfotobuch Томас Вигэнд.

 

Elena Kholkina «Your Cat»

Self-published

Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
Elena Kholkina. Your Cat
1 из 5

Тот же Вигэнд выделил ироничный фотозин Елены Холкиной «Your cat», прокомментировав свой выбор: «Очаровательное малобюджетное производство с выдающимся контрибьютером». В последнем случае имеется в виду косвенная причастность Мартина Парра к проекту Лены. «Я выбрала для зина картинки, через которые можно говорить о современном портрете кота, — рассказывает автор. — Название для книги мне подарил Мартин Парр, который приезжал в Москву с лекцией. Я захотела взять у него автограф. У меня с собой был только паспорт, а в паспорте я ношу фотографию своего кота. Я дала ему эту фотографию и сказала: „Мартин, подпишите, пожалуйста“. Он посмотрел: „Что это?“ Я говорю: „Это моя кошка“. И он написал мне: „Your cat“».

 

Ivan Petrokovich «Black Garden»

Self-published

Ivan Petrokovich. Black Garden
Ivan Petrokovich. Black Garden
Ivan Petrokovich. Black Garden
Ivan Petrokovich. Black Garden
1 из 2

«Вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе официально закончился перемирием, но сообщения о стычках и жертвах с обеих сторон продолжают поступать каждый год. В то же время сама природа и земля здесь будто находятся в вечном покое, скрывая под собой следы войны и одновременно сохраняя вековые следы мирного сосуществования двух народов», — пишет о собственной работе Иван Петрокович. Копию его зина Кэлин Крузе заполучил на фестивале в Вене (туда российский автор приехал вместе с другими студентами Школы Родченко) и включил теперь в свой персональный топ с комментарием: «Помню я спросил себя, почему он не сделал из этого „правильную“ книгу. Тема, если добавить небольшое исследование и дополнительную информацию, определенно, достаточно интересна».

 

Jana Romanova «Waiting»

Self-published

Jana Romanova. Waiting
Jana Romanova. Waiting
Jana Romanova. Waiting
Jana Romanova. Waiting
Jana Romanova. Waiting
Jana Romanova. Waiting
1 из 3

«Молодое поколение русских фотографов демонстрирует свою настоящую силу, особенно когда уходит от нудного формата каталога в мягкой обложке», — пишет о книге Яны Романовой Мартин Парр, чья рекомендация является, пожалуй, одной из самых желанных. Яна — автор, весьма плодотворно работающий в издательском поле, но ее самый публикуемый проект «Ожидание» с портретами семейных пар, у которых скоро родится ребенок, шел к нынешней форме дольше остальных. И наконец дождался своего часа. Как в случае с «Подписями войны», за книгой тоже стоит успешная история краудфандинга. Дизайнером издания опять же выступил Антон Лепашов.

 

Gosha Rubchinsky «Youth Hotel»

Idea Books

Gosha Rubchinsky. Youth Hotel
Gosha Rubchinsky. Youth Hotel

«Youth Hotel» (название отсылает к советской гостинице «Молодежная») — галерея портретов «нового, полного надежд поколения, будущего современной России», как заявляет сам Рубчинский, известный дизайнер и завсегдатай глянца. Тираж издания в 500 копий был распродан за сутки. Calvert Journal включил книгу в число наиболее интересных восточноевропейских публикаций.

 

Alexander Sedelnikov «See you later!»

Self-published

Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
Alexander Sedelnikov. See you later!
1 из 5

«Это, наверное, один из самых толстых зинов, что я когда-либо видел. И все-таки это именно зин, а не книга, который отдает должное изображениям — сырым, личным, спонтанным», — пишет про работу Саши Седельникова Кэлин Крузе.

 

Yury Toroptsov «Deleted scene»

Kehrer Verlag

Yury Toroptsov. Deleted scene

Уроженец Владивостока, учившийся в Нью-Йорке и давно живущий в Париже, Юрий Торопцов сделал книгу о поисках отца, которые перенесли его в Сибирь, в места, где Курасава снимал в 1974 году свою картину «Дерзу Узала». Архивные документы, старые карточки, виды тайги, фрагменты современной жизни становятся частью одного нарратива, в котором проводятся неслучайные параллели между охотой и фотографией. Рамон Реверте, креативный директор издательства Editorial RM, выбрал эту публикацию как одну из лучших в ушедшем году.