Страница календаря «Pirelli». Модель Наталья Водянова. Фотограф Энни Лейбовиц (2016)

Начало нового года ассоциируется не только с праздничными распродажами, подарками и украшением ёлки. В мире коммерческой фотографии, вот уже более полувека, зима – время торжественной презентации очередного календаря итальянского производителя шин «Pirelli». Календарь 2016, портреты для которого уже во второй раз в истории этого маркетингового продукта снимала американка Энни Лейбовиц, в иностранной прессе чаще всего называют «другим», указывая на радикальную смену как общей визуальной тональности запечатленных женщин, так и на выбор «моделей».

За 50 лет известному календарю удалось пройти достойный анализа путь трансформации. «Pirelli» возник в 1964 как попытка «оздоровления» эстетических представлений механиков, чьи гаражи часто украшали снимки полуголых девушек. Сегодня календарь без преувеличения можно назвать легендарным: на сайте компании историю его изменений описывают как «путешествие по эволюции вкуса, общества и традиций». Однако, удивительным образом, календарь стал не только отличным индикатором мирового признания запечатленных на его страницах моделей и успешности команды профессионалов, которая каждый год детально разрабатывала элементы макияжа девушек, их нарядов (а чаще отсутствия), а также выбирала все новые удивительные места для съемок. «Pirelli» стал настоящим зеркалом общепринятых представлений о красоте, женственности и сексуальности.

Однако, только в 2015 году мир четко увидел, как могут выглядеть фотографии, если они отражают все эти представления глазами женщины.

Коммерциализация женского тела все еще воспринимается в современном обществе как норма. Несмотря на растущее во всем мире число образовательных мероприятий и институтов феминистического направления, количество рекламы, где женщина продолжает быть представлена как товар, предлагаемый мужчине-покупателю, меньше не становится. Шаги в сторону прогрессивных изменений, несомненно, есть (например, акция «Dove Campaign for Real Beauty» или поздравительный календарь «С днем рождения, премьер Путин!» от студенток журфака МГУ), но они ничтожны по сравнению с прекрасно функционирующей машиной разжигания мужских эротических желаний и укрепления патриархальных ценностей.

Страница календаря «Pirelli». Фотограф Гарри Печинотти (1969)

Интересно, что за полвека своего существования «Pirelli», по сути, изменился очень мало. «Путешествие по эволюции вкуса, общества и традиций» скорее заключалось в топтании на одном месте – менялись разве что купальники и места съемок. И если, например, в 1960-х купальникам еще дозволялось прикрывать некоторые части тела, то с течением времени девушки все чаще появлялись на страницах полностью обнаженными.

Бессменным лидером локаций съемок, призванным оправдать наготу, многие годы оставался пляж. Стоит отметить, что в 2000-х, правда, модели разрешилось переместиться с прилипающего к сочным частями тела песка в декорации города - ведь в XXI веке женщинам иногда приходится и на работу ходить…. Но и в урбанистической среде представление женской красоты неизменно сводится к одной цели. Позы, томные взгляды, пухлые губы – год за годом фотографы, чьи имена к тому времени уже были прописаны в истории коммерческой и фэнш фотографии, с небольшими вариациями, которые можно списать на «оригинальный авторский стиль», продуцировали тот же самый месседж: красота женщины имеет только одну цель – привлекать и соблазнять мужчину.

Существенным отличием календаря 2016 можно назвать то, что он, определенно, сделан для женщин и о женщинах. Несмотря на то, что за историю существования «Pirelli» среди более 40 фотографов все же есть имена женщин, их катастрофически мало (а именно всего три - Сара Мун, Джойс Теннисон и Инез ван Ламсвеерде) и их работы отнюдь не такие радикальные, как портреты, которые сделала в этом году Энни Лейбовиц.

Интересно отметить, что Лейбовиц приглашают поработать над образами женщин-«Pirelli» уже во второй раз. В 2000 она снимала для календаря супермодель Летицию Каста, сделав при работе акцент на имитацию выдающихся живописных полотен Ботичелли, Модильяни и других художников, а не на общепринятый сексуальный призыв, который доминировал в календарях, в том числе и последние десятилетия. Фотографии, по признанию самой Энни, оказались «простыми и интимными», а взгляд, которым она пыталась увидеть обнаженную модель, можно определить скорее как восхищающийся, созерцающий вневременное проявление универсальной, классической красоты – лини, изгибы и светотени.

Одна из страниц альтернативного календаря, подготовленного студентками факультета журналистики МГУ (2010). Изображение со страницы ЖЖ пользователя Еlizabeth Menschikova

«Календарь 2000 был упражнением в фотографии ню. Концепция была простой, - отмечает сама фотограф, - в 2016 мы сделали нечто совсем другое, хотя в то же время и простое». 

«Другим» календарь 2016 года справедливо считают по ряду причин. Во-первых, в его создании в качестве моделей участвовали женщины, которые не являются моделями или актрисами. Портреты 13 женщин, представляющих самые разные возраста, национальности и профессиональные достижения, запечатлели совершенно иное понимание красоты и сексуальности, не связанное буквально и исключительно с идеей соблазна. Важно отметить, что идея «другого» подхода – вовсе не результат креативности Лейбовиц. Как комментирует фотограф на презентации календаря в Лондоне, задумка принадлежала именно заказчику – самой группе «Pirelli»:

«Когда они связались со мной, то сразу же отметили, что хотят реализовать другую, отличающуюся от прошлой, стратегию. Они предложили мне сфотографировать женщин, которым каким-либо образом удалось проявить себя. Мы сошлись во мнениях, и следующей целью стало показать их очень прямо. Я хотела, чтобы на снимках женщины выглядели точном такими, какими они есть на самом деле, без всяких уловок.

… Мне хотелось сделать классический набор портретов. Я подумала, что женщины должны выглядеть сильными, но естественными, поэтому был выбран формат простого упражнения в студии. Календарь получился действительно абсолютно другим. Это точка отсчета».

В качестве героинь, чью красоту и естественность было решено запечатлеть в календаре грядущего года, выбрали актрису и первого китайского посла доброй воли в агентстве ООН по делам беженцев Яо Чен, кинопродюсера и президента «Lucasfilms» Кэтлин Кеннеди, комедийную актрису, сценаристку и звезду жанра стендап Эми Шумер, рок-певицу и поэтессу Патти Смит, художницу и музыканта Йоко Оно, теннисистку Серену Уильямс, модель, учредителя фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Наталью Водянову, режиссёра Аву Дюверней, автора блога «Style Rookie» и онлайн журнала «Rookie» Тави Гевинсон, художницу Ширин Нишат, писательницу и журналистку Френ Лебовиц и президента компании «Ariel Investments» Меллоди Хобсон. Филантроп, меценат и коллекционер предметов искусства Агнес Ганд снялась с внучкой Сэди Рэйн Хоуп-Ганд.

Страница календаря «Pirelli». Фотограф Питер Линдберг (2002)

По мнению компании «Pirelli», эти женщины разных возрастов и национальностей, достигшие успехов в искусстве, киноиндустрии, моде, индустрии развлечений, музыке, спорте, и новых цифровых СМИ, составят собирательный потрет современного мира.

Кроме отказа от традиционного представления на своих страницах профессиональных моделей, «Pirelli» пропагандирует и «другую» сексуальность в визуальном плане: обнаженной в календаре представлена только героиня декабря - комедийная актриса Эми Шумер. Небрежно держа в руках чашечку кофе, Эми, как и остальные женщины, сфотографирована в простых интерьерах скромной фотостудии.

Решение отойти от традиционного представления обнаженных женщин действительно является революционным для «Pirelli», однако не они первые задумались о смене курса. В октябре популярный мужской журнал «Playboy» официально заявил о том, что не будет больше помещать на свои страницы обнаженных женщин. По мнению его редакции, широкая доступность контента порнографического и эротического содержания в интернете, несомненно, оказывает влияние на снижение интереса широкой аудитории к обнаженному телу. И если желания гигантов, вроде «Playboy» и «Pirelli», пересмотреть работавшую десятилетиями стратегию вызваны маркетинговыми стратегиями, то на деле они оказываются шагом и в сторону решения проблемы равноправия женщин. Особенно есть учесть, что речь идет о таком традиционно сексистском поле как эротический календарь.

Страница календаря «Pirelli». Фотограф Энни Лейбовиц (2000)
Страница календаря «Pirelli». Фотограф Энни Лейбовиц (2000)

Окажется ли новое детище от «Pirelli» той самой «точкой отсчета» в вопросе коммерциализации женского тела? Научится ли нынешнее и новое поколение видеть и ценить в женщинах красоту не только груди и ягодиц, но и ума, силы и чуткости? Будет ли целеустремленная женщина ассоциироваться с красотой и сексуальностью? Это покажет только время. А пока, читая комментарии некоторых разочарованных любителей эротики, остается только надеяться, что нам выпадет еще шанс жить во «времена одетых женщин».