Валерий Стигнеев
Век фотографии. 1894-1994
Издательство «КомКнига», Москва, 2005
ISBN 5484000394
389 стр., мягкий переплет, 14,5х21,5 см. 32 ч.б. фотографии, русский язык


В любой истории важно иметь символические даты, чтобы от них было удобно отсчитывать то, что было до (не считается) и то, что было после. Вот в истории фотографии есть 1839 год, и хотя молоденькую фотографию за последние годы состарили лет эдак на пятнадцать, тем не менее 1839 год не потерял своей сакральности.

Так и 1894 год для российской фотографии крайне важен: это год образования Русского фотографического общества в Москве. Это была первая профессиональная организация фотографов, объединившая не столько по принципу экономической зависимости от занятия фотографией, сколько по уровню мастерства и актуальной художественной выразительности фотографии. И хотя мы можем говорить о существовании задолго до Русское фотографическое общество специального V (фотографического) отдела Императорского политехнического общества, о проведении в России еще в 1860-х годах международных фотографических выставок, все-таки 1894 — год невероятно важный, обозначающий наступление нового отношения к фотографии: как к современной форме творчества. Валерий Стигнеев, известен и как историк фотографии, и как действующий фотограф. Его книга по истории российской фотографии — соединение под одной обложкой исторических исследований доктора Стигнеева за многие годы. Stigneev известен в международных кругах историков фотографии, в первую очередь, как специалист по художественной (клубной) фотографии Советского Союза, особенно республик Прибалтики (так называемой прибалтийской школы фотографии, где мощнейшим влиянием обладала литовская школа). Также Стигнеев является одним из крупнейших знатоков истории фоторепортажа 1920-х — 1930-х годов.

В книге «Век фотографии» ранний период развития пикториальной фотографии (до середины 1920-х годов) отражен пунктирно, в виде публикации документов — что крайне ценно: во многих случаях Стигнеев осуществляет первую публикацию.

В разделе, посвященном 1920-м — 1930-м годам, благодаря изучению которых автор приобрел международную известность, Стигнеев уже дает свои крайне ценные аналитические комментарии, в том числе, приводя известные только ему (из личного общения с участниками событий) незадокументированные истории борьбы разных направлений фотографии и становления явления, известного как «советская фотография», «советский фоторепортаж». 1940-е Стигнеев, естественно, рассматривает сквозь призму военной советской фотографии.

Валерий Стигнеев — активный участник теоретических и критических баталий в фотографии в СССР с 1970-х годов. Он застал самые активный период дискуссий о фотографии в так называемом клубном фотографическом движении, из которого позднее выросло заметное явление перестроечной и постперестроечной поры — российская арт-фотография.

В своей книге Стигнеев подробно рассматривает послевоенные дискуссии вокруг феномена художественной фотографии, приводит документы и стенограммы коллективных встреч. В этой части книга Стигнеева обладает совершенно новым звучанием, становится неповторимым живым документом своего времени, поскольку историк фотографии говорит еще и с позиции очевидца и непосредственного участника событий.

За последнее десятилетие книга Валерия Стигнеева — самая ценная и полная публикация документов по истории российской фотографии и важнейшее ее исследование. Несмотря на непопулярную форму научного издания, где все фотографии напечатаны в очень низком разрешении, напоминая о временах «карточки на полосе в газете», это издание пользуется большой популярностью. Важнее всего то, что, по сути, автор написал первый учебник по истории российской фотографи