После нашумевшей серии и одноименной фотокниги Игоря Самолета «Be happy» про юношеский хардкор, которая была одобрена самим Мартином Парром, издана Peperoni Books тысячным тиражом и получила серебряный приз конкурса German Photobook Award 2014, ожидаешь чего угодно, но только не холодных и спокойных урбанистических пейзажей из российской северной глубинки. В очередной раз можно убедиться —  Самолет умеет удивлять.

На выставке представлена часть его серии о родном городе Котлас в Архангельской области, небольшом транспортном пункте вдоль Северной железной дороги, в котором  нет ничего примечательного. Кирпичные пятиэтажки, такие же бесцветные, как зимнее небо,  грязноватый снег, обычные люди — похожих на Котлас городков в России тысячи. Единственное, что разбавляет серость типовой застройки, которая не меняется с 1960-х годов, —  такое же традиционное оформление фасадов домов умильными рисунками из красного кирпича. Если раньше вытесненную потребность в архитектурном разнообразии и городской красоте замещал олимпийский мишка и другие символы советского идеологии, то теперь им на смену приходят образы коллективного романтического — роза, бантик и останкинская башня. Местные жители используют их как систему топографических знаков («я живу в розочке», «а я живу в мишке») для простоты ориентирования в безликом пространстве.

Снятые крупным планом, эти милые элементы жилищного дизайна напоминают пиксель-арт и больше говорят о современности, чем о наследии прошлого. Тем более что все они сделаны в одной и той же технике — красноречивое доказательство того, что в стране, по сути, ничего не изменилось. Прошлое плавно перетекло в настоящее, появились новые дома и новые изображения на фасадах. Но больше ничего не происходит, в статичных композициях полупустых улиц время замерло. Подрастающий лыжник стоит без лыжных палок, сложив руки в карманы. Лица редко встречающихся людей на фотографиях в основном выражают скуку, только молодая румяная парочка слегка улыбается. Где-то неподалеку идет строительство новой пятиэтажки с корабликом, которая скоро вместит в себя новое поколение конформистов, и жизнь продолжит свое течение в привычном русле.

Особый тон выставке выпускника Школы им. Родченко, который недавно вошел в список 24 молодых российских фотографов, меняющих мировое представление о России, по версии британского Calvert Journal, задает ее локация. Выставочный центр РОСИЗО находится в  спальном районе — на расстоянии нескольких автобусных остановок от станции метро Текстильщики и Люблино. Зал, отданный на откуп современному искусству под кураторством Марии Степкиной, не всегда мирно соседствует с консервативным пространством, где еще совсем недавно выставлялась классика соцреализма. И вот опять местных ценителей прекрасного разочаровывает критический взгляд фотографа. Розочки и мишки выглядят слишком знакомо и грустно.