Вольфганг Тильманс, пожалуй, один из самых востребованных современных фотографов, получивший премию Тернера в свои 34, стал более или менее известен в России после Третьей Московской биеннале современного искусства в 2009 году. Известность, не продвинувшаяся дальше Садового кольца, получила новый шанс расшириться за счет неизбалованной, но взыскательной петербургской аудитории.

Тильманс привез на Manifesta две экспозиции – свои ранние известные работы из разных циклов, а также проект «Russian room»/ «Русская комната», который подготовил специально для биеннале.

Работы Тильманса – одновременно сложно и просто воспринимать как привычную фотографию. Критика популярных  сетевых изданий напирает на инстаграмность и необязательность посыла. Действительно, сообщение работ Тильманса практически всегда находится за видимой границей изображаемого и предполагаемого. Вольфганг пристально всматривается в маркеры современности; вещей, объединяющихся в мир. Исследует, ну если не Ding an sich, то точно феномен еще пока нераскрывшейся вещи, балансирующей на стыке чувственного и умозрительного. Делается это на поле современного искусства, которое само по себе не стремится к раскрытию смыслов, скорее к переизобретению языка. Что здесь: дискретность, фасеточность, новизна. Средство изучается новыми средствами. Тильманс и визуальный язык отлично владеют друг другом. Все считывается чутким глазом на дословесном уровне. Изображение хорошо знает свой потенциал и свою доходчивость. Но иногда требует сверки с самим собой (фотографии часто путешествуют из проекта в проект) и вербальным, ради сравнительного анализа во временном разрезе.

Тильманс дает нечастые интервью, в которых говорит о практике фотографии здесь и сейчас: о важности реализации ее как в теме, так и в средстве. Один из таких значимых и рекомендуемых текстов открывает книгу «Новый мир»/ Neue Welt – это беседа с Беатрикс Руф, директором Центра современного искусства в Цюрихе, недавно возглавившей нидерландский Стеделейк. Да, действительно. Его изображения требуют, но нет, не объяснения. Вербальной сверки.

Manifesta не отличилась особой дружелюбностью к невовлеченному зрителю: показав искусство на актуальные темы, и загадочно не проронив о них лишнего слова. Публика проходит мимо визуально простых тильмановских работ и, не найдя плашечки с усложняющим текстом, стремится в другие залы. Наверное, это тот вариант, когда объекты современного искусства начинают достаточно агрессивно монополизировать смыслы, в данном случае они кажутся более простыми, чем есть на самом деле. Думаю, что иногда можно позволить себе ненавязчиво помочь текстом оставить все-таки смыслы открытыми. Такими, какими их хочет видеть искусство.

Интервью с Вольфгангом (с русскими субтитрами) записано во время прогулки от станции метро «Приморская» до Финского залива  в Санкт-Петербурге, во время открытия Manifesta.

Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
Фрагмент экспозиции Вольфганга Тильманса на Manifesta 10
1 из 10