Возмутитель общественного спокойствия, 71-летний фотограф и режиссер Ларри Кларк представил в галерее Luhring Augustine новую выставку, охватившую более полувека творческой жизни художника, а в музее Foam – ранние серии.

Нью-Йоркская экспозиция включает как фотографические работы, датированные началом 60-х годов, так и самые последние произведения – живописные полотна (которые автор предъявляет публике впервые) и коллажи, выполненные в смешанной технике, последних лет. Первые свои портреты Кларк / Larry Clark снимал на доставшуюся от матери, которая, к слову, была детским фотографом, среднеформатную камеру. Однако на протяжении всей жизни он не ограничивался лишь фотографией, экспериментируя с другими медиа.

Вариации в художественных средствах, тем не менее, неуклонно придерживаются звучания общей темы, излюбленной автором – трансформации человека из ребенка во взрослого, которая в исполнении Кларка напоминает скорее прыжок в пропасть, нежели плавный переход. Последовательно и настойчиво, десятилетие за десятилетием он документирует этот непростой процесс, складывающийся из неисчислимых красивых и безобразных, трогательных и грубых ситуаций, феноменов, героев, предъявляя миру взросление во всей его многомерности, очаровательное и омерзительное, долгожданное и фрустрирующее, предсказуемое и шокирующее одновременно.

В последних работах Ларри Кларка усматривается логическое продолжение двух самых известных и скандальных серий, сделавших его мгновенно узнаваемым на мировой фотографической сцене – Tulsa (1971) и Teenage Lust (1983), вывернувших изнанку молодежной субкультуры на всеобщее обозрение. Подростковый секс, наркотические опыты, насилие – темы, сколь острые, столь и в творчестве автора неприкрытые, были преподнесены со всей откровенностью неостраненного, непосредственного участника. Они беспощадно втягивали в происходящее – хаотический драматический мир экстаза и разочарования. Талса, снятая в одноименном городе штата Оклахома, где прошли годы бурной юности фотографа, демонстрировала новый стиль документации – субъективный, безоценочный, асоциальный (лишенный какого бы то ни было нравоучительного месседжа), исходящий от вовлеченного субъекта, а не от стороннего «объективного» наблюдателя. Такая манера съемки послужила прологом к труднопереводимому на русский raw photography – своего рода фотографическому языку, характеризующемуся крайней степенью интимности и неотделимому от таких хрестоматийных для современной фотографии имен как Нан Голдин / Nan Goldin, Андерс Петерсен / Anders Petersen, Ричард Биллингем / Richard Billingham, Майкл Аккерман / Michael Ackerman, Антуан Д’Агата / Antoine D‘Agata, Я.Х. Энгстрем / JH Engström, Дайдо Морияма / Daido Moriyama, Нобуеси Араки / Nobuyoshi Araki.

Когда-то в начале 70-х Ларри Кларк совершил в документальной фотографии свою собственную революцию, и сегодня его снимки приобрели едва ли не архетипический статус. И тот факт, что художник, подобно своенравному подростку, продолжает следовать некогда выбранному направлению, не взирая на упреки давно уже заскучавших от самоповторов Кларка критиков, может свидетельствовать о двух вещах. О том, что его творческая индивидуальность неотделима от темы взросления, а последняя, с ее трансгрессией пубертатного возраста, никогда не потеряет своей актуальности.

Выставка they thought i were but i aren’t anymore продлится в галерее Luhring Augustine до 1 августа. Ранние серии Tulsa и Teenage Lust представлены в Foam Photography Museum в Амстердаме до 12 сентября. Осенью в Париже состоится премьера последней киноработы Ларри Кларка The Smell of Us.