Проект Юлии Бориссовой «Дом (Документ. Объект. Модель)» появился сравнительно недавно в виде пробной инсталляции в «Тайге», был опубликован в недавнем номере журнала «Искусство», посвященном фотографии, и не перестает претерпевать изменения. Сегодня в ФотоДепартаменте представлена расширенная версия, и, скорее всего, не окончательная. Бориссова следует прекрасной традиции каждый свой проект облачать в форму книги: на выставке присутствует прототип, но, судя по опросным листам, адресованным зрителю, книга может обрасти новыми материалами.

Сам проект имеет по-мужски жесткий феноменологический подход к исследованию понятия «дома», вырезанного из контекстов и перемещенного в новые. Казалось бы –  это чистый эксперимент вне чувственного опыта. Юлия формирует абсолютно новую реальность, моделирует объект, структурирует воображаемое пространство. Пользуется методом от противного: отказывается от чувственного, подчиняясь неизвестной необходимости. Чтобы к чувственному вернуться позже. Проявляется  предчувствие: обнаруженное чувство дома не родственно ностальгии, но легко и внезапно может к ней привести.  Предчувствие подкрепляется маленькими подсказками на самой выставке, обозначает крестиками на полу точки смотрения – где нужно встать зрителю, чтобы увидеть либо пространство памяти, либо зазеркалья. Кто как настроен видеть.

Воспринимать работу как чистый эксперимент вне чувственного опыта тоже не совсем правильно. Инсталляция логически замыкается на живых растениях; они произрастают из моделек домов и пускают корни под воображаемый фундамент. В отличие от Цветаевой, строчки которой помещены автором в эпиграф, Бориссова сжигает дом (между прочим, буквально), но обезглавить сад – не поднимается рука. Растения здесь выступают как книжный переплет, или  как сам автор, сшивающий книгу.

Не совсем точным будет кренить проект в социальное русло, учитывая выбор образца массовой типовой застройки в качестве рабочего объекта. На этой почве было бы легко вспомнить Umwelt Кирилла Савченкова, c конструкциями переходных биосемиотических пространств. Или работу Люсии Ганиевой, снявшей прямые фотографии интерьеров с фотообоями, которые сами по себе расширяют или меняют контекст восприятия. У Юлии Бориссовой именно привычность и узнаваемость дает нужный диссонанс с подставным ландшафтом, фактура начинает взаимодействие и  двигает концепцию «архитектурной деградации» в абстрактную категорию. Проект, особенно в его экспозиционной форме, созвучен домам Мэтта Липпса – в подходе к изучению взаимоотношений фотографического средства и памяти. Создание нового измерения видения также отсылает к Росу Сойерсу, который делает интерьеры-в-себе, наделяя их собственной историей путем простых манипуляций со светом и материалом.

Образ конвергируется в знак: изображения дома в его модель. Это звучит репликой на работу из The Great Unreal Тайо Онорато и Нико Кребса. Но у Юлии опять иная задача. Если те вырывают дом из контекста вместе с вырванным растением, то Юлия наоборот «проращивает» дома, добавляя им осязаемость и материальность. Сфабрикованная реальность замыкается на фигуре самой художницы, которая фиксирует себя, как и свои собственные растения, в определенном пространстве. Быть может, в пространстве желания.

Выставка продлится до 27 июня 2014.