Ключевые слова: кирилл савченков, ФотоДепартамент,

Мировое инфополе не отпускает украинская агенда. События, промелькнувшие как в нарезке содержания последних серий, еще не думали заканчиваться. Актуальное искусство (как вновь не хочется, чтобы под этим словом маскировалась конъюнктура) реагирует в зависимости от степени собственной храбрости. Самое оперативно реагирующее — художественная акция прямого действия. Вспоминаем покрышки Павленского. Театр на Таганке открывает документальный фестиваль «Майдан». Фотожурналистика, одной ногой наступающая на территорию арта, по понятным причинам торопится явить себя на он-лайновых ресурсах. На Украине количество художественных событий растет во всех возможных прогрессиях.

В петербургской галерее Фотодепартамент открывается выставка Кирилла Савченкова «Лавина». Лавина как стихийность и неумолимость событий на точке земного шара; как агрессивный информационный поток, перманентно подгружающийся в кэш человеческого сознания, модифицируя структуру памяти. Идея, что лавина может быть управляемой — уже свершившаяся медийная реальность, лишь только чуточку не догоняющая утверждение об истинности параллельных вселенных в мультике «Рик и Морти». Лавина в Сочи на курорте «Роза Хутор» сошла очень «вовремя», не сумев повредить благостному информационному полю олимпиады.

Савченкова, любопытного художника, как он сам себя определяет, всегда будоражили идеи ландшафта и низовой культуры спальных районов. В этом ключе он хотел делать новый проект, связанный с Украиной. Но вдруг случились выстрелы он-лайн. Они изрешетили ландшафт и стимулировали работу памяти. «Утром я проснулся от жаркого солнца, оно светило прямо в лицо. Когда я проснулся, все виделось черно-белым. Помню, как испугался — что это что-то не то: то ли со мной, то ли с миром. Может, я инвалид? А может, еще сплю?». Сентиментальность рассматривается автором как трансгрессия. Жест, направленный на преодоление непреодолимого предела. Если здесь возможно говорить о цели, то, быть может, она — в преодолении осознанности. Или в прорыве через поток новостей. Палец, протыкающий декорацию. Цель оправдана: чтобы всякий не засомневался, как можно высказываться на тему того, что пока еще находится ближе фокусировки зрения.

Видео, сорванный баннер, картинка из комикса, пара фотографий. В центре зала лежит туристическая пенка. Или коврик для йоги. (Йоги-неофиты и практики современного искусства — численно сопоставимы. Мысль не моя). Автор копирует язык медиасреды. От его избыточности могут очень сильно пострадать не имеющие аккаунтов в соцсетях. Для них напрашивается зрительский перформанс — лечь на коврик и посмотреть в белый потолок.

Выставка продлится до 17 апреля