Объявленные темы Московской Фотобиеннале - путешествие, конфликт и соблазн. Но, не в пример прежним месячникам, на этот раз трудновато связать большинство отдельных выставок с этими векторами.
Мигранты, китайцы, женщины. Вот три альтернативных темы, которые с не меньшим успехом можно найти на Фотобиеннале: по-моему, это звучит более актуально и менее романтично. Женское искусство все еще в моде после прошлогодней Венецианской биеннале. Китайцы вот уже несколько лет звездят в международных галереях, они давно переплюнули европейцев не только количеством, но и качеством своих работ. А мигранты - одна из самых важных политических проблем, объединяющих Азию с Европой. Наверное, поэтому кураторы китайского проекта – французы, а сам он – братский жест со стороны Международного фотофестиваля в Лянчжоу.

Аля Есипович. Звезда эпизода. Проект представлен музеем "Московский Дом Фотографии". Центральный Дом Художника.
Аля Есипович. Счастье. Проект представлен музеем "Московский Дом Фотографии". Манеж.

© Аля Есипович. Из проекта «Звезда эпизода», 2005-2006
© Аля Есипович. Из проекта «Звезда эпизода», 2005-2006

Аля Есипович - первое в новом веке открытие. Причем лавры первооткрывателей должны разделить кураторы Александр Боровский и Ольга Свиблова. Выставка Али Есипович No Comment в Русском музее в 2004 году продемонстрировала уже зрелого фотографа (проект готовил Александр Боровский). А поездка Али Есипович на фотофестиваль в Арль показала ее работы западной публике (вывозила на Запад, как обычно, Ольга Свиблова). Пришел черед и Москве увидеть 2 серии работ Есипович.
Обе выставки посвящены маргиналам. Они обитают рядом с жестким миром глянца, но в него никогда не попадают. "Звезда эпизода" - это цветные снимки актрис, которые провели всю жизнь на третьих ролях, а теперь постарели, но все еще не отказались от актерской повадки. "Счастье" - это цветные фотографии пожилых мужчин и их молодых жен: им хорошо друг с другом, но эти пары явно не те "нормальные семьи", какие можно увидеть в буржуазных журналах. Обе серии концептуально продуманы, документально убедительны и хорошо сняты.

Cмотри книгу
Аля Есипович. No comment/ Государственный Русский музей, Музей Людвига в Русском музее. СПб: Palace Editions, 2004

Нэн Голдин. Персональная выставка. Проект представлен Collection Lambert, Авиньон, Galerie Yvon Lambert, Париж, Национальным фондом современного искусства Франции, Музеем изящных искусств, Нант, cтудией Нан Голдин, Париж и студией Нан Голдин, Нью-Йорк.
Московский Музей современного искусства.

© Nan Goldin. Брайан на моей постели
© Nan Goldin. Брайан на моей постели

Нэн Голдин живет в окружении своих моделей. И превращает в своих моделей тех, с кем живет рядом. А это - настоящие фрики: трансвеститы (из опыта общения с ними выросла ее книга "Другая сторона"), нимфоманки и эротоманы (им посвящена ее знаменитая "Баллада о сексуальной зависимости") и даже люди, умирающие от СПИДа (самая пронзительная ее серия описывает жизнь ныне покойной Куки Мюллер от дней счастья и до гробовой доски). Это не репортаж из ада, куда фотограф отворил дверь, пощелкал вспышкой и пошел дальше. Это жизнь в аду, где у одного из чертей появилась камера.
Можно написать правильные либеральные слова о "политической корректности" или "положении меньшинств", но в этих фотографиях нет ничего общего c правильными либеральными словами. Есть только чертовская жажда преодолеть отчуждение.

Смотри книги
Nan Goldin. The Ballad of Sexual Dependency, New York 1986.
Nan Goldin. Cookie Mueller, New York 1991.
Nan Goldin. The Other side 1972 - 1992, Zurich/Berlin/New York 1993.

Лоретта Люкс. Воображаемые портреты. Проект представлен Yossi Milo Gallery, США.

© Loretta Lux. Саша и Руби, 2005. Илфохромная печать. Courtesy of the artist and Yossi Milo Gallery, NYC
© Loretta Lux. Саша и Руби, 2005. Илфохромная печать. Courtesy of the artist and Yossi Milo Gallery, NYC

Лоретта Люкс – молодая немка, которую больше всего интересуют дети ее друзей. Сама Лоретта похожа на готического ангела, а малыши на ее работах напоминают маленьких белокурых вампиренышей, фарфоровых кукол, в которых скрывается дьявол. Компьютерная обработка изображений способна превратить даже самых милых оболтусов в вампиров-спиногрызов. Чем не женский взгляд на проблему детей и детства?

См. сайт
http://www.lorettalux.de/