ISSP 2013 Final Works - W5 - Elena Kholkina from ISSP Latvia on Vimeo.
Тема фотокниг, которая во время главной европейской фотонедели обычно упоминается рефреном, в этом году достойна отдельного внимания. И не потому, что снова вышли в свет издания, за которыми будут гоняться коллекционеры. Cкорее потому, что все больший оборот набирает движение авторских фотокниг и самиздатных зинов. Поэтому обзор фотокнижных событий можно начать с cамого маленького, но самого любопытного фестиваля Le PhotobookFest, который проводился в этом году впервые Парижским клубом фотокниг (Paris Photobook Club) при содействии лондонских и мадридских коллег, а также с помощью организаций Food for Your Eyes и l’Ascenseur Végétal. В рамках фестиваля прошел открытый конкурс: Rock your Dummy! (не путать с Dummy Awards). В шортлист среди прочих вошли и авторы из России: Елена Холина, Ирина Попова, Яна Романова, Елена Рыженкова и др. Приятной новостью стало присуждение первого места книге Елены Холиной «Мы когда-нибудь встречались?» / Did we ever meet? Главный приз Rock your dummy prize предполагает поддержку в издании книги, а также сессию тет-а-тет c каждым куратором из состава жюри. Проект Яны Романовой «Швилишвили» / Shvilishvili удостоился спецального упоминания.
Ярмарка Offprint снова собрала под крышей красивейшего зала Национальной школы изящных искусств известные и независимые издательства. Порядка 100 издательств представили книги по фотографии, искусству, дизайну и графике. Организатор ярмарки – Offprint project – исследовательская платформа, изучающая развитие книг, музейных институций и школ. Собственным примером Offprint в четвертый раз доказывает, что книжное дело в эпоху пост-инернета развивается вполне успешно. На моих глазах новая книга Адама Брумберга и Оливера Чанарина, «Библия» / The Bible, разлеталась как горячие пирожки, своим названием оправдывая статус самой продаваемой книги в мире.
Не могу обойти вниманием выход книги Давида Монтелеоне «Спасибо»/ Spasibo, подготовленный к одноименной выставке, которая открылась здесь же, в Национальной школе искусств, на средства гранта Carmignac Gestion Photojournalism Award (Об этом photograper.ru писал 8 июля этого года). Проект Spasibo посвящен современной Чечне – послевоенной жизни в заново отстроенной республике, пронизанной идеологией правящей элиты.
Основное фотособытие Парижа, Paris Photo, также не прошло мимо темы фотокниг. В этом году прошла выставка «Открытая книга»/ Open Book под кураторством Мартина Парра. Тема выставки – история протеста от 60-х гг. до наших дней. Прослеживая развитие протестной генерации, возникшей после Второй мировой войны, тема охватывает выступления за гражданские права афро-американцев, против американского империализма, колониализма, капиталистической системы, ядерной энергии, за права геев и женщин. Здесь вьетнамские издания 60-х, посвященные войне; книги из Японии, исследующие противоречивые аспекты взаимоотношений Японии и США; издания из Франции, касающиеся событий мая 68-го; из Италии, документирующие гражданское столкновение времен «Свинцовых семидесятых» и из Латинской Америки, разоблачающие «Американский империализм». Из поздних 70-х – 80-х представлены книги из Голландии, Германии и Скандинавии, затрагивающие тему экологии, а также книги о недавних событиях «Арабской весны» и протестов «Оккупай».
В этом году книжную награду The Paris Photo – Aperture Foundation PhotoBook Awards получил Оскар Монзон (р. 1981) за книгу «Карма»/ Karma, изданную RVB Books. Книгой года стала «A01 [COD.19.1.1.43] — A27 [S | COD.23]» бразильского фотографа Розангелы Ренно.