Жоана Фонткуберту, мастера  фотографических мистификаций, трудно назвать обделенным вниманием издателей. Тем не менее выходящая в ноябре его новая книга The Photography of Nature & The Nature of Photography является, пожалуй, первым за многие годы собранием ключевых работ каталонского художника, выпускаемым не в формате традиционного выставочного каталога, а как полноценная антология, тщательно составленная и искусно оформленная. Этот 224-страничный том, облаченный в тисненую твердую обложку, MACK посвятило получению знаменитым автором престижнейшей награды Hasselblad Award, состоявшемуся в марте 2013-го.

Издание не претендует на то, чтобы объять необъятное. В него вошла коллекция всего лишь из шести серий Фонткуберты, однако каждая, безусловно, считается признанной классикой и этапным произведением. Хотя в послужном списке великого выдумщика присутствуют многие другие яркие работы, уже по половине дюжины проектов, отобранных для The Photography of Nature & The Nature of Photography, вполне себе можно проследить творческую эволюцию мастера, всегда умело соединявшего свое искусство с научными дисциплинами и создававшего остроумные сюжеты, ставящие под сомнение достоверность фотографического медиума.

К примеру, ранние истории  каталонца — это его погружение в мир биологии. В серии «Гербарий» / Herbarium 1984 года он формирует собрание экзотических растений (сняты они в манере Карла Блоссфельда, что еще больше делает изображения похожими на содержимое ботанического альбома). На деле же материалом для рождения кадров послужили искусственные конструкции, сооруженные из обычных электрических шнуров, пластика, резиновых шлангов и кисточки для бритья. «Фауна» / Fauna (1987), в свою очередь, восстанавливает якобы потерянный архив немецкого зоолога, каталогизировавший ряд уникальных животных (в их числе наблюдаются летающий слон, змея с двенадцатью ногами и обезьяна-единорог). Этими забавными фальсификациями художник умудрился обвести вокруг пальца образованных посетителей Музея естественных наук в Барселоне: соцопрос показал, что треть из визитеров выставки проекта посчитала, будто показанные существа могли в действительности когда-то жить. 

«Созвездия» / Constellations (1993) — поход Фонткуберты на территорию астрономии и еще одна ироничная иллюзия. Для ее создания автор фотографировал лобовое стекло собственного автомобиля, но представил получившиеся образы как снимки звездной пыли и далеких галактик. Космическую тематику продолжает в книге от MACK самая известная работа мэтра. «Спутник» был сделан им в 1997 году и изрядно наделал шума как на родине художника, так и за ее пределами. Серия вобрала в себя детально сфабрикованный рассказ о советском космонавте Иване Источникове, таинственно исчезнувшем в конце 1960-х во время одного из полетов, а потому вычеркнутом советскими властями из истории страны (подробнее об этом Photographer.ru писал здесь http://www.photographer.ru/events/review/5940.htm).

К археологической науке  каталонец обратился в «Сиренах» / Sirens (2000) — исследовании поддельных окаменелостей, в которых угадываются предки русалок. Показанную на снимках находку в национальном заповеднике на юге Франции осуществил некий отец Жан Фонтана, очень уж напоминающий своим лицом самого Фонткуберту (впрочем, как и упомянутый Источников).

Наконец, последняя из представленных в издании серий демонстрирует  поздние изыскания художника, связанные  с компьютерными технологиями. «Горообразование» / Orogenesis (2002) более известно под названием «Ландшафты без памяти» / Landscapes Without Memory и включает коллекцию образцовых пейзажей, которые в действительности, как и все, что придумывает Фонткуберта, не существуют. В качестве сырья использующие живописные полотна Сезанна, Мондриана и Дали, они созданы посредством программы Terragen, моделирующей ландшафты.

Книга The Photography of Nature & The Nature of Photography появится в продаже в ноябре. С 26 октября по 19 января 2014 года одноименная выставка будет показана в пространстве Hasselblad Center в Гётеборге, Швеция.