В Thames & Hudson вышло в свет роскошное издание «Сумерки Романовых» / Twilight of the Romanovs, отчасти приуроченное к отмечаемому в этом году 400-летию Российского императорского дома. 248-страничная книга вобрала в себя в общей сложности 360 иллюстраций (треть из которых цветные), найденных в австрийских архивах, в библиотеках Йельского университета и Конгресса и запечатлевших будни последнего русского царя и его семейства.

Составителями проекта выступили супруги-историки Филипп Блом / Philipp Blom и Вероника Бакли / Veronica Buckley, задавшиеся целью создать обширную фотографическую панораму жизни страны до и во время революционного периода. В большей степени исследователей привлекали изображения, ранее редко публиковавшиеся или вовсе не показывавшиеся широкой аудитории. В ходе подготовки издания ученые познакомились с тысячами кадров, а квартира четы, по признанию Вероники, оказалась захламлена разбросанными по полу и повсюду снимками, превратившись в воплощение визуальной истории России.

Основу книги составляют фотографии, некогда наполнявшие семейный альбом Романовых. Собственного говоря, одна из таких карточек (к слову, уже известная) помещена на обложку Twilight of the Romanovs: юные великие княжны Ольга и Татьяна (намокшие юбки, чуть спутанные волосы, мерцающие улыбки на губах), сопровождаемые фрейлиной Анной Вырубовой, прогуливаются по берегу Финского залива.

Впрочем, наполняют издание Thames & Hudson далеко не только одни изображения императорских отпрысков, самого Николая II и его жены Александры. Внушительной частью «Сумерек Романовых» являются работы Сергея Прокудина-Горского, предпринявшего несколько поездок по стране в период с 1905-го по 1915-й, дабы создать портрет империи, и в последние несколько лет вновь активно публикуемого на Западе (последняя по времени книга с его кадрами вышла как раз на исходе прошлого года). Вдобавок к изображениям отечественного пионера цветной фотографии Twilight of the Romanovs собрала под своей обложкой и автохромы известного писателя Леонида Андреева. Снимки последнего, содержимое царских альбомов и отпечатки Прокудина-Горского, размещенные в одном контексте, отражают, по мнению Филиппа Блома, огромные контрасты Российской империи, разрыв между аристократией, крестьянством и заключенными на острове Сахалин.