Вышел номер журнала «Артхроника», полностью посвященный феномену молодой фотографии. Главный редактор журнала Мария Рогулева и фоторедактор Елена Авдеева ответили на вопросы сайта Photographer.ru по поводу того — что же такое молодая фотография и почему о ней следует писать и говорить. Также мы публикуем несколько разворотов из номера о молодой фотографии и выдержки из статей экспертов журнала – Виктории Мусвик и Александры Новоженовой.

Мария Рогулёва – историк искусства, училась в МГУ им. Ломоносова в Москве и Колумбийском университете в Нью-Йорке. В прошлом возглавляла отдел «Арт-рынок» на сайте Openspace.ru, в качестве главного редактора запустила российскую версию американского журнала для коллекционеров ART+AUCTION. В 2011 стала главным редактором журнала «Артхроника».

Елена Авдеева – родилась в Москве в 1982 году. Окончила Московский Политехнический Колледж им. Моссовета, отделение техника и искусство фотографии (специальность фотохудожник) и Московскую Государственную Академию Ветеринарной Медицины и Биотехнологии им. К.И. Скрябина (специальность биохимик). Фотограф, фотопродюсер. Работала в журналах Billboard и «Сноб», сейчас возглавляет фотослужбу «Артхроники».

Почему было принято решение посвятить этот номер журнала такому феномену, как молодая фотография — ведь фотография сейчас лишь часть современного искусства, «нормальное медиа»1, как и остальные. Стоит ли выделять молодых фотографов среди молодых художников в отдельную касту?

Мария Рогулева

Что может быть естественней для арт-журнала, чем написать о молодых фотографах – они хорошо выглядят сами и снимают много молодых обнаженных тел, и слушать их бывает очень занимательно. Если же говорить серьезно – нам хотелось понять, сложилось ли у нас это явление – молодая фотография, и что оно из себя представляет. Несмотря на то, что фотография сейчас – это, используя ваше выражение, «нормальное медиа», у фотографов все же свое, и очень специальное, ремесло, свой круг общения, свои учителя, свои ориентиры, свои галереи и свои заказы – в том числе и журнальные.

Лена Авдеева

«Фотономер» назревал давно. И, главное, мы поняли, что писать нужно о молодых. Это же целый мир, который давно живет по своим правилам, легко расправляющийся с условностями и штампами предыдущих поколений, раскрепощенный в видении мира. Но их мало замечают, часто воспринимают как подростков-нигилистов без уважения к авторитетам, брюзжат, но что совсем обескураживает — писать о них никто не хочет. Или не понимают, что писать. Мы не претендовали на всеобъемлющий анализ или формирование некоей касты, просто хотелось очертить круг вокруг явления.

На Западе знают из наших, в основном, следующие имена — Михайлов, Братков. Из молодых — Александр Гронский, Марго Овчаренко, Оля Иванова, Петр Ловыгин и пр (5-10 имен). Какой-то средний возраст «просел» (те, кому сегодня по 40 примерно). Может быть о них надо писать, а не о тех молодых, которые и так уже достаточно известны/раскручены?

Мария Рогулева

Нужно писать обо всех, но не обязательно в рамках одного материала и одного номера.

Лена Авдеева

Чем больше будет материалов о молодой фотографии, и не только, тем быстрее появится повод говорить, что эти имена кто-то знает. На мой взгляд, говорить, что эти имена «раскручены», преждевременно. И как бы мы не гордились своим материалом, один отдельно взятый фотономер ситуацию в целом поменять не может. Должна быть периодичность таких публикаций, пусть даже в совершенно неожиданных медиа. Тут больше вопрос компетенции пишущего.

Что говорят по поводу молодой фотографии эксперты в вашем номере? Есть ли какие-то общие точки, которые можно обозначить? Кто выступил экспертами? О каких фотографах шла речь?

Мария Рогулева

Мы дали несколько экспертных точек зрения. За перспективу современного искусства отвечает Александра Новоженова, которая подошла к молодым фотографам критически, даже жестко. За перспективу специалиста по фотографии отвечает Виктория Мусвик, которая говорит о нескольких очень важных проблемах, в том числе и о том, почему сейчас востребован довольно узкий, замкнутый круг молодых авторов. Также у нас есть очень живая беседа двух преподавателей Школы Родченко – Ирины Меглинской и Кирилла Преображенского – о своих учениках. Если говорить о мировом контексте, нас интересовал вопрос того, как наша современная фотография выглядит из-за рубежа, кто из наших фотографов, кроме нескольких очевидных имен, известен за пределами России. Мы специально опросили зарубежных экспертов по фотографии из очень разных институций, не обязательно хорошо знакомых с российской фотографией – для чистоты эксперимента. Результат такой: знания о современной российской фотографии отрывочны, случайны, по-прежнему для многих она идет в связке с русским балетом и прочими культурными штампами.

Лена Авдеева

Мнения наших экспертов получились настолько разными, что золотой середины не получилось. Александра Новоженова «молодую фотографию» как явление ставит под сомнение, а Виктория Мусвик уверена, что появление новых талантов заслуга таких институций как школа Родченко и Фотодепартамент. Но важный момент — что сами молодые говорят о себе. Мы опубликовали манифесты четырех фотографов: Кира Эсадова, Марго Овчаренко, Кирилла Савченкова и Никиты Шохова. Откуда все берется и о чем их искусство, взаимодействие с новыми медиа и как они планируют выживать в пространстве, больше напоминающем неопределенность.

Все знают о проблемах молодых фотографов — нет инфраструктуры, системы поддержки (системы грантов, арт-резиденций, галерей и пр). Но кое-что появляется (в том числе, государственные). Стоит ли пытаться налаживать связи с нашим государством или нет? Недавно молодым фотографом Игорем Старковым была высказана мысль, что работать с нашим государством / искать у него поддержки просто стыдно.

Мария Рогулева

Если мы надеемся на то, что живем в цивилизованном обществе, или надеемся это общество построить, то государственная поддержка искусства – необходимая и естественная вещь, так же как другие социальные программы – в медицине, образовании и тд.

Лена Авдеева

Игорь Старков крайне критичен по отношению к существующим правилам выживания. Молчать, соглашаться с навязанными условиями неправильно, но вот можно ли вообще отказываться от поддержки со стороны? Вероятно, очень скоро придется искать новые и здоровые формы взаимодействия, что станет поводом для развития ситуации в целом.

Молодые практически все творят, ориентируясь на западные образцы. Большинство из них учились, стажировались или хотели бы учиться/жить на Западе. Многие из тех, кто учился на Западе, приезжает и «накладывая» западные схемы на российскую действительность, становится известным. Но там они приобретают совершенно иной взгляд, часто неотличимый от взгляда западных фотографов. Правильный ли это путь?

Мария Рогулева

Мы не судим о том, какой путь для художника или фотографа «правильный». Мы анализируем явление. Если речь идет о молодых фотографах – то это поколение, которое живет в сети, выкладывает фотографии во фликр, смотрит там же фотографии других. Для них не существует границ, это для них естественно. Странно было бы сравнивать их с Борисом Михайловым, который известен, прежде всего, своей постсоветской экзотикой – и, к слову, сделал благодаря ей карьеру на западе. С другой стороны, многие из молодых фотографов, о которых мы написали, работают именно с российскими реалиями – например, Кирилл Савченков, снимающий городские окраины. Кроме того, насколько я знаю, никто из наших молодых героев на западе не учился. Об ориентирах и интересах молодых фотографов лучше всего сказали они сами, мы специально опросили их для нашего фото-номера.

Лена Авдеева

Конечно, 80 процентов ориентиров молодых фотографов — западные авторы, но есть и Игорь Мухин, и Алексей Шульгин. И молодежь будет всегда смотреть на запад и искать учителей, в силу того, что западная фотографическая культура очень мощная и, чаще всего, на несколько шагов опережает нашу. Правильно, неправильно, деваться некуда. Это не причина отрекаться от них. Важно, что работают они с нашими реалиями, ими вдохновляются и именно здесь видят свои перспективы.

Нужно ли российское образование молодым фотографам или обойдемся западным? И если нужно российское то каким оно должно быть — скопированным по западному принципу с приглашением преподавателей «оттуда» или попытаться развить отечественную школу? Или, может быть, попытаться найти какой-то компромисс?

Мария Рогулева

Российское образование молодым фотографам нужно, как и молодым художниками. В этом не может быть никаких сомнений. Не вижу никакого противоречия в том, чтобы развивать собственную школу и использовать мировой опыт. Трудно представить серьезное образование без этих двух составляющих, причем не только в фотографии, но и в любой другой сфере.

Лена Авдеева

Рынок перенасыщен различными фотокурсами, лекциями, мастерклассами, но чаще всего это лишь способ по отбиранию денег у наивной молодежи и к настоящему образованию никакого отношения не имеет. В нашей стране получить настоящее фотообразование практически невозможно. И этот печальный факт сам по себе уже ответ на многие вопросы, которые возникают при попытке анализа «новой фотографии». Западная фотография чаще всего воспринимается как объект копирования, но, собственно к образованию и формированию собственной школы никакого отношения не имеет.

Что можно сказать о проблемах мировой молодой фотографии (не только российской)? В чем проблемы нашей молодой фотографии смыкаются с общемировыми и в чем различаются?

Мария Рогулева

Этому вопросу можно посвятить отдельный номер журнала.

Лена Авдеева

Фотокритики, как таковой, нет. И это не досадный пробел, а, скорее, закономерность и общее состояние института критики в пространстве искусства. Те, кто собирается помогать, хотят услышать авторитетное мнение — кому и почему? В ответ им предлагают коктейль из рефлексии, сомнений, непонимания и зашоренности. Эксперт, который предлагает разбираться самим, типичное явление в наших медиа.

Вторична ли наша молодая фотография по отношению к западной? Нужно ли стремиться создать что-то новое, уникальное, пытаться продолжать традиции советской/российской фотографии, изучать ее историю, взять с собой что-то в будущее? Сейчас молодыми это все практически забыто, все начинают изучать фотографию как с чистого листа с западных образцов, копируя их и подражая им (в этом, кстати, часто и обвиняют молодых фотографов, а они часто смотрят несколько свысока на всех остальных).

Мария Рогулева

Не могу согласиться с последним утверждением, это просто не соответствует действительности. Например, Игорь Мухин является для своих молодых учеников не меньшим авторитетом, чем некий «западный образец».

Лена Авдеева

Молодежи вообще всегда была свойственна некая заносчивость, особенно как ответ на обвинения в плагиате, который часто путают с наглыми принципами постмодернизма. Создавать новое и доселе невиданное дано далеко не каждому и практически невозможно без образования и глубоких знаний. Можно по привычке требовать от молодых свято чтить традиции советской фотографии, но это бессмысленно. Мы живем уже совсем в другом информационном поле. И задача молодых как раз ему соответствовать.

«Молодая фотография» – это только Питер и Москва? Только Фотодепартамент и Школа Родченко? Или есть кто-то самобытный и талантливый, не принадлежащий к этим институциям, снимающий что-то совершенно «свое», непохожее? Например, в Союзе Фотохудожников России?

Мария Рогулева

Некоторые из молодых фотографов, которых мы рассматривали, состоят в Союзе Фотохудожников России, но в итоге они не фигурируют в наших материалах. Это выбор редакции, мы не претендуем на энциклопедический охват. Талантливых людей можно встретить везде – если повезет.

_______________________________________________________________________________

1"Фотография – это часть искусства, это не какая-то муза, это просто нормальное медиа", – Ольга Свиблова, директор МАММ.

Отрывки из опубликованного в журнале

Александра Новоженова, отрывок из статьи «Самострел против отчуждения», Артхроника #1 2013:

«Манера молодых фотографов… – гротескная противоположность  молодым художникам, которые мало работают с медиумом, зато учатся всю  жизнь и вечно теоретизируют. Фотографы же постоянно совершенствуют ремесло, но почти не получают образования  – это условие их прекаритета… Они охраняют сон своего ремесла, его сомнамбулическое неведение относительно своей природы, а вместе с этим и свой экзистенциальный кокон. Вместо того чтобы использовать фотографию как острый инструмент или оружие, они нащупывают с его помощью свой тесный круг существования и занимают крайне охранительную позицию: нет больших консерваторов, чем молодые «настоящие фотографы»… Взгляд на деревню или городские пустыри тот же, что и взгляд пользователя инстаграма, который фотографирует сэндвич перед тем, как его съесть… Перед тем как съесть бутерброд и выпить стакан кофе из «Старбакса», нужно преодолеть известное отчуждение, связав их со своей судьбой личными узами: это та отдача, на которую способны неживые вещи, обратная связь потребления – стакан, кроссовки, пляж могут сказать тебе грустное и исполненное очарования «прощай», а инстаграм поможет поделиться этим моментом со всеми. Так и устроена молодая фотография – как постоянное прощание с не принадлежащей тебе молодостью».

Виктория Мусвик, отрывок из статьи «Ласковый диктатор отбора», Артхроника #1 2013:

«...Перед нами явно существующая, но плохо осознаваемая оптика отбора «талантливой молодежи», заданная вышеперечисленными институциями и отшлифованная редакторами  СМИ... Но выбор мог бы быть и  другим... На излете 2012 года я оказалась в жюри томского конкурса фотографии и мультимедийных проектов «Сильные люди»... У томских ребят практически нет отчуждения в визуальном языке: в их проектах раскрываются темы близости и коммуникации... На «Сильных людях» было очень много истории и «социалки» – от серий, ставивших вопросы контакта со слабыми и обездоленными, до осмысления последствий сталинских репрессий... Документальные проекты соседствовали здесь с профессионально сделанными мультимедиа, фотография в которых совершенно не терялась… Да, выборка, кочующая из журнала в журнал в рассказах о российской «молодой фотографии», отражает что-то из происходящего: какие-то характеристики поколения, кое-что в современном искусстве, нечто из мировых тенденций – но в какой степени и что именно?.. Похоже, это именно мы – критики, кураторы, редакторы, преподаватели – педалируем молодое как инфантильное и подменяем частью целое. Это мы не производим должных аналитических усилий, не ставим вопросов о роли политики в формировании новых авторов».