Идея проекта «Один к одному» / Identical: Portraits of Twins, результаты которого европейское издательство teNeues теперь представило в виде 132-страничной книги, появилась у Мартина Шоллера после съемки для National Geographic. Номер журнала, посвященного близнецам, вышел в январе 2012-го, и почти весь год нью-йоркский фотограф немецкого происхождения отдал работе над серией. За несколько месяцев через студию Шоллера прошло в общей сложности две сотни пар двойняшек. Впрочем, напечатаны были снимки только четверти из массы героев. Для книги ее автор отобрал 110 кадров, предваряет которые вступительная статья художницы Марины Абрамович, опубликованная на трех языках — английском, немецком и французском.

Нет надобности долго разъяснять интерес ньюйоркца к близнецовой теме. Многие неоднократно обращались к ней до Мартина Шоллера и наверняка будут делать это снова и снова. По своей природе сама фотография постоянно задается вопросами идентичности — персональной, культурной, национальной, политической и немало какой еще. В снимках же двойняшек эти поиски выражаются в гиперболизированном, абсолютном виде. В конце концов, что еще в столь же полной мере изучает природу границ между нашим сходством и различием, если не портрет двух людей, появившихся на свет из одной яйцеклетки?

Шоллер подходит к этому исследованию с точки зрения своего фирменного визуального языка. Будучи одним из наиболее успешных современных портретистов, фактически представителем элиты авторов, работающих в этом жанре, он сделал себе имя благодаря фотографиям знаменитостей, выполненным на сверхкрупном плане и с весьма агрессивно выставленным искусственным освещением, которое фиксирует мельчайшие детали человеческого лица. Своим моделям Мартин выдвигает требование — минимум макияжа, максимум естества, тем самым как бы лишая известных актеров и актрис привычной для них идеальной маски. То же самое Шоллер вытворяет, когда направляет свою камеру в сторону простых людей. Оттого его подробные портреты близнецов дают шанс разглядеть все настолько пристально, насколько можно (еще меньшую дистанцию предоставит, наверное, разве что микроскоп).

Эффект получается поразительный. Те же глаза, тот же цвет волос, те же носы и губы, но нет, вид двойняшек на снимках фотографа говорит скорее о несхожести, нежели об идентичности. У них могут быть одинаковые судьбы (как у светловолосых Лоретты и Лорейн, одновременно переболевших раком молочной железы), но лица их удивительным образом заявляют о другом. Любопытно, как при этом некоторые из моделей Шоллера объясняют свои различия. К примеру, 34-летние братья Рамон и Эуриде Сепада говорят, что, когда они были младенцами, их мать, пока не догадалась сделать отличительные браслеты, постоянно путала, кого из своих детей уже успела покормить. Поэтому лицо у одного из мужчин теперь полнее — ему, мол, доставалось больше молока.