Фотограф из США Ли Ледар / Leigh Ledare — выставка которого недавно прошла в WIELS Contemporary Art Centre в Бельгии — хорошо известен как продолжатель традиций американской откровенной и жесткой документалистики в духе Нан Голдин и Ларри Кларка. Неудивительно, что будучи приглашенным куратором престижного фестиваля в Арле в 2009 году, сама Голдин пригласила его провести там персональную выставку Ca Me Touche. Ли Ледар относится к той немногочисленной группе современных фотографов (наряду с Антуаном де Агата), которые все еще надеются своим нарушением табу в искусстве спровоцировать зрителя и вызвать у него эмоциональную реакцию — хотя, казалось бы, кого в наше время могут удивить и шокировать фотографии?

Тема Ли Ледара в фотографии — женщина и ее интимная жизнь. Будь то его бывшая жена, которой он посвятил проект Double Bind уже будучи с ней в разводе, или его мать — бывшая балерина, о сексуальности и старении которой он рассказывает в своем предельно откровенном проекте Pretend You’re Actually Alive (в 2008 также была выпущена книга с одноименным названием). Именно в этом проекте Ледар вынужден ступать безошибочно и точно как канатоходец по опасной и тонкой грани — грани интимности сына с собственной матерью и эротических инцестуальных отношений с ней.

Проект, посвященный бывшей жене, Ледар начал снимать внезапно, вдруг позвонив ей и назначив встречу в загородном доме под Нью-Йорком. За четыре дня и три ночи экс-супруг сделал порядка пятисот снимков, а через два месяца устроил там же фотосессию ее с новым мужем. Ледара интересовал феномен непростых отношений между бывшим и настоящим мужьями, а также та неисчезающая близость, которая сохраняется в отношениях экс-любовников.

В проекте Pretend You’re Actually Alive, где Ледар снимает в течение восьми лет свою мать, Тину Петерсон, он говорит не только о ней — но и о своих отношениях с женщиной вообще. Ледар признается, что действует на пограничной территории и здесь безусловно возникает этический вопрос, но исследование сексуальности без этого невозможно. Мать позволяет снимать ее физическую близость с молодым бойфрендом, свои портреты в различных ситуациях — без макияжа в повседневном, домашнем окружении и в абсолютно противоположном образе портноактрисы хоум-видео, страстной дивы-соблазнительницы.

На выставке в Бельгии Ледар показывает портреты матери в окружении рукописных заметок о мужчинах в ее жизни, писем, видео, сувениров, винтажных фотографий и прочего — того, что может рассказать о личной жизни каждой женщины. Первого, «исчерканного» изображения «ню» в проекте коснулась рука еще одного художника — трех лет от роду, которому был предоставлен отпечаток и цветные масляные мелки — чтобы разрисовать его по собственному желанию. Было ли это еще одной попыткой Ледара отрефлексировать интимную сторону жизни родителя глазами ребенка? Врожденное нежелание ее осознавать, желание стереть/уничтожить?

Работая над еще одной серией, представленной на выставке «Personal Commissions», Ледар платит посторонним женщинам за то, чтобы они сняли его портрет в их собственных апартаментах — позволяя им самим выбирать сценарий съемки и обладать полной властью над ним как моделью. Ледар воспринимает эти портреты не столько как свои собственные, сколько как портреты женщин, снимающих его. Точно также и характер восприятия его серии о матери, находящейся на грани прекрасного и отталкивающего, больше рассказывает о зрителе, смотрящем этот проект, чем о самом Ледаре.