Мартина Стиг родилась в 1972 году в Голландии, живет и работает в Амстердаме. Получила высшее образование не только в области фотографии (Королевская академия изящных искусств в Гааге), но и философскую степень в университете Амстердама.

В своем творчестве Мартина отталкивается от понимания фотографии как медиа, пытаясь осмыслить ее аутентичность и вуайеризм. Помимо самого использования этого медиума, она исследует роль, которую он играет в формировании нашего взгляда на  реальность. Отсылая к клише, распространившимся повсеместно из-за вездесущности фотографии, Мартина пытается направлять зрителя, «играя с его опытом видения». «Меня интересуют культурные различия в способе читать изображения, как изображение может создать противоположный мессидж», — рассказывает художник.

В проекте «Любые совпадения с реальными людьми случайны // История мистера Вуда» (2004-2006) автор рассматривает условные правила рассказа истории. Отправной точкой становится классический способ сторителлинга — голливудский способ, и то, каким образом эта схема влияет на то, как мы видим вещи и осознаем их.

Проект стал коллаборацией с графическим дизайнером Ванессой ван Дам и состоит из двух различных частей одной истории. Места действия неслучайны, они связаны с кинопроизводством — Лос-Анджелес (Голливуд) и Бомбей (Болливуд). История сформирована из кусочков документированной реальности, полученных самоизобретенным методом (созданным на основе классических голливудских правил).

«Способ состоит из свода правил, которые говорят нам о том, что делать, чтобы день за днем получать информацию. Это почти научный метод наблюдения и эксперимента. В первый день мы узнали как выглядит мистер Вуд, во второй мы нашли место, где он работает, в третий — где он живет. В последующие дни мы сфокусировались на его социальной жизни, его мечтах и его воспоминаниях и т.д. В течении десяти дней персонаж сформировался. Очевидно, что сценарии в Лос-Анджелесе и Бомбее разыгрываются по-разному».

В книге содержатся подробные описания «правил» сценарного создания проекта — например, в первый день ровно в полдень автор ждет в известном городском парке первого случайного прохожего с газетой — это и будет герой книги «Мистер Вуд». Фотограф следует за ним, делая фотографии и записывая подробно черты внешности своего персонажа (около 35 лет, короткие темные волосы, усы). Затем последовательно Мартина фиксирует время, когда она потеряла из виду своего героя, чекинится в ближайшем отеле, отдает фото с его отчетливо видимым лицом художнику для создания графического портрета, зарисовывает детально свой сегодняший маршрут и пр.

Концептуальный проект Мартины Стиг напоминает игру Encounter или фотоохоту, однако смысл здесь не только в получении положительных эмоций от процесса, но и в необычном результате — книге, которая представляет собой микс географических карт, фотографий, рисунков и текста. Она является чем-то между альтернативным путеводителем для туристов, руководством по написанию сценариев и криминальным расследованием. Эссе, где речь ведется от лица мистера Вуда, написала писательница Мария Барнас. Полностью книгу (видеоролик) можно посмотреть на сайте фотографа Мартины Стиг.

Этой осенью Мартина Стиг проведет открытую презентацию и мастер-класс в Петербурге в рамках проекта «Опыт голландской фотографии» (подробности на сайте fotodepartament.ru).