Аннет Элизабет Фурне / Annette Elizabeth Fournet — американский фотограф, в настоящее время живет в США (Мемфис) и в Чехии (Прага). Ее работы выставлялись в Европе, Азии и США, находятся во множестве коллекций, включая музей в Хьюстоне, дом фотографии в Словакии и др. В настоящий момент она занимается преподаванием фотографии в Southwest Community College.

Аннет снимает, в основном, используя пластиковые toy-камеры, такие как Хольга или Диана. Выходя на съемку, она предпочитает брать с собой сразу несколько таких камер с заряженными пленками и заклеенными черным скотчем местами, через которые может произойти засветка. Автор предпочитает снимать этими простейшими камерами, чтобы не фокусироваться на технике — ей важнее сосредоточиться на собственном фотографическом видении.

«Во время моей первой поездки в Чехию в 1993-м я фотографировала ряд пугал, которые казались движущимися или танцующими перед уединенными деревенскими домами, это стало началом моего увлечения красотой этих хранителей посевов в духе ваби-саби», — пишет фотограф. Принципы ваби-саби (яп. «скромная простота») включают в себя внутреннюю простоту, интуитивное вместо логического, принятие быстротечности и неизбежного, ценность и красоту неприметных и нераспознанных деталей. «Ваби» — это одиночество, неяркость, но глубокое внутреннее содержание и сила. «Саби» — архаичность, неподдельность, подлинность. Это восхищенный взгляд на вещи несовершенные, непостоянные и незавершенные.

Фотограф замечает, что пугала чаще всего создаются старшим поколением женщин, известными, как «babicka» (бабушка). С уходом этого старшего поколения сила пугал, кажется, исчезает. Традиционные пугала сегодня заменяются простыми конструкциями из палок, бечевки и бутылок, к сожалению, лишаясь креативности и своеобразных антропоморфных характеристик. «Сейчас я путешествую все дальше и дальше на восток, чтобы найти традиционные пугала в заброшенных уголках. В этих отдаленных деревеньках время течет немного медленнее. Фермерская работа до сих пор делается вручную, лошади тянут повозки с сеном и урожаем, и стиль жизни отражает традицию предыдущих поколений». Пугала, по мнению автора, репрезентируют увядание и исчезновение определенных мест, обычаев и сил, характерных для быстро меняющейся среднеевропейской идентичности.

Как отшельники в дзен-буддизме, пугала стоят и наблюдают в одиночестве за жизненным циклом природы от цветения до увядания. Их одежды превращаются в лохмотья, их набитые головы разваливаются, но они становятся даже интереснее, подвергаясь трансформации. Они принимают эти неизбежные изменения. К осенней жатве они превращаются в отработанный материал и распадаются на части. Они будут разобраны и выброшены или запакованы и убраны для реинкарнации следующей весной. Они терпеливо ждут прошлого, которое никогда не вернется и встречают свой неотвратимый конец с наступлением вестернизации, которая стирает саму их сущность.

Можно ли сказать, что проект Аннет Фурне является только лишь этнографическим исследованием среднеевропейского быта и традиций? Конечно, нет. Это поэтическая сага, в которой наряженные в старую одежду предков огородные пугала отсылают к образам тех, кто уже больше никогда не вернется — забрав вместе с собой ряд традиций, обычаев и частичку человеческой культуры, потерянной вместе с ними навсегда.