© Дмитрий068
© Дмитрий068

Бум, бурный рост, скачок вперед. В таких выражениях характеризуют специалисты то, что происходит в данный момент с фотографией в России. Появление нового поколения молодых профессионалов, очереди на выставки и фестивали не только в Москве, но по всей России, давка на мастер-классах знаменитостей, увеличение цен в галереях — вот основные тенденции не просто нескольких лет, а последнего года-полутора. Кажется, за год фотография в России проходит путь, на который на западе ушло никак не меньше десяти лет. Еще совсем недавно «раскруткой» фотографии у нас занимались всего несколько энтузиастов и организаций, которые можно было пересчитать по пальцам (в первую очередь, конечно, Ольга Свиблова и МДФ в Москве, а также Андрей Баскаков с ФотоСоюзом, Алексей Логинов в Академии фотографии и некоторые другие); теперь процесс, что называется, вышел в народ — и это главный итог года. Изменения происходят на глазах; писать о фотографии в таких условиях очень интересно, потому что чуть не самой кожей ощущаешь, как буквально каждая выставка, каждая приехавшая знаменитость и даже статья, твоя и твоих коллег, влияет на этот быстро идущий процесс. Вместе с тем, довольно часто возникает ощущение, что процесс заходит не туда и даже зависает. Особенно это касается рынка, отчасти — отечественной фэшн-фотографии.

Один из главных итогов года — выход на сцену совсем новых участников игры. Поколение молодых, даже совсем юных фотографов (до 30 и даже до 25 лет), судя по некоторым знакам, совершенно по-другому видит свой путь, их интересуют другие темы и у них явно есть свой почерк. Работы юных фотографов только-только начинают публиковаться в глянце или участвовать в выставках — но они уже вкладывают деньги в технику, открывают студии, следят за опытом западных коллег. При этом данное явление настолько новое, что главные участники фотографического сообщества — известные музейщики и галеристы, арт-директора журналов, участники жюри премий — подтверждающие мои собственные наблюдения, пока затрудняются припомнить конкретные имена или не хотят пиарить новичков. Особенно осторожничают в глянце, к сожалению, до сих пор зачастую «слизывающем» западные фотографические проекты, а не раскручивающем свои. Гораздо лучше с выставочными сериями. Здесь среди новичков, запомнившихся мне и коллегам — Эмиль Гатаулин, Сергей Дуванов, Сергей Исаков, Татьяна Мыльникова, Тимофей Парщиков, Игорь Старков и еще многие из тех, чьи имена мы только готовимся узнать.

Примером могут служить и проводящиеся по стране конкурсы (вроде «Молодых фотографов России» в Нижнем Новгороде). Самый из них показательный — «Серебряная камера». На ней не только увеличилось число участников и работ (2000 г.: 1600 работ, 2004 г.: 6 000 работ 420 авторов, 2005 г.: 7350 снимков 720 авторов), но и произошло кардинальное изменение в их составе. Только в прошлом году я с разочарованием отмечала в одном из профессиональных журналов, что конкурс вышел на некоторый качественный уровень и на нем остановился и что практически все участники заняты подражанием современным звездам — Владимиру Мишукову, Игорю Мухину, Владимиру Вяткину, Людмиле Зинченко. В этом же году случился неожиданный прорыв, а серии звезд практически не выделялись на общем фоне. Я имею в виду даже не результаты конкурса, но предварявшую его выставку. Вместо полуглянцевых рапортов о достижениях народного хозяйства или холодноватых экспериментов с композицией и техникой мы получили совсем иной набор тем, сюжетов и профессиональных приемов. Молодые фотографы (около 60 процетов участников было до 30 лет, около 40 — вообще до 25) как будто внезапно проснулись, увидели живую окружающую жизнь, отозвавшись на нее с теплотой и юмором. Среди тем появилось все то, что радует, пугает, ужасает, но именно и составляет основу повседневности: нелегальные иммигранты и представители иных культур (сразу несколько серий о цыганах, «разных конфессиях», таджикских строителях, узбекских и азербаджанских продавцах), ежедневная профессиональная жизнь города (серии про мясокомбинат, пекарей, рабочих), граффити на заборах и пожар в Манеже. В технике съемки совершенно явно сказались приемы разрабатываемые отечественной фотографией (от репортажной до арт) в течение нескольких десятилетий — хотя столь же явно молодым авторам не хватает знания зарубежных фотографических традиций. В целом, по всей стране катастрофически мало институций, способных осилить профессиональное фотографическое образование. Те же тенденции я прослеживаю и на региональных конкурсах — например, на Сибирской фотобиеннале (Сургут) в этом году, в отличие от 2003 г., оказалось очень много качественной социальной, репортажной фотографии, часть которой была сделана совем юными авторами.

Важный итог года — увеличение количества фотографических выставок не только в столице, но и в провинции (об этом см. отдельную статью и интервью). А вот на рынке фотографии дела пока идут скромнее. Участники игры предпочитают не говорить о «качественном скачке», с осторожностью оценивая свои перспективы. Практически не увеличилось количество частных дилеров (всего около десятка на Москву) и галерей, торгующих фотографией — как известных арт-галерей, вроде "Айдан" и "XL" в Москве и галереи Марины Гисич в Питере, так и фотогалерей (здесь в Москве остались все те же: «ФотоСоюз», «Галерея им. братьев Люмьер», «Глаз», «АртКоллегия», с присоединившимся к ним «Рефлексом»). Тем не менее следует отметить, что произошел рост цен — по сравнению с мартом 2003 года (см «Коммерсантъ-Деньги», N10 от 17.03.2003), они повысились в среднем на 20-40 процентов, по некоторым современным авторам (вроде Олега Кулика, группы АЕС+Ф, отчасти Игоря Мухина) повышение произошло в два и более раз. К тому же началось постепенное выравнивание цен по отечественным авторам с Европой, хотя здесь сохраняется разрыв. Наконец, важнейшей тенденцией стала активно ведущаяся последний год-два системообразующими галереями и отдельными дилерами торговля западными авторами — вроде Хельмута Ньютона, Хорста П.Хорста, Уильяма Кляйна, Эрвина Олафа. Цены на некоторые из их работ составляют выше $10 тыс. В целом, как отмечает ряд опрошенных Ъ экспертов, рынок фотографии в России пока так и не приобрел четкой структуры, не хватает знаний о специфике (винтаж, тираж), рекламы и специалистов, а те, кто собирают коллекции, часто предпочитают не обращаться к экспертам (отметим, что, например, на рынке антиквариата и живописи, где крутятся куда большие деньги, такой риск — непозволительная роскошь). По осторожной оценке, например, Алексея Логинова ситуация изменится, как только появится значительное число работ, которые преодолеют планку в $10 тыс.

Еще одним итогом года стало резкое увеличение количества выпускаемых на русском языке фотоальбомов и рост их популярности среди покупателей. За последние год-полтора помимо ставших уже привычными мдфовских альбомов и каталогов Фотобиеннале, вышли альбомы Владимира Мишукова («Возвращение») и Игоря Мухина («Рожденные в СССР»), новая серия нового московского издательства «Пунктум» (уже продаются «Шедевры фотографии из частных коллекций» и Обнаженные для Сталина», готовится к печати персональный альбом знаменитого дореволюционного фотографа Алексея Мазурина), вышла на русском известная книга Двида Кинга «Пропавшие комиссары» (издательство «Контакт-Культура»), в Челябинске завершен (вышел 5 том) крупнейший отечественный проект фотолетописи. По сведениям книжного магазина «Москва», активно продающего уже несколько лет западные фотографические альбомы (например, Хельмута Ньютона, на которого возник ажиотажный спрос после Фотобиеннале-2003), в последний год именно отечественные книги (включая сюда и околофотографические альбомы Александра Васильева) стали лидерами продаж в этой категории. Так, только что появившиеся в продаже «Рожденные в СССР» за 38 дней разошлись в количестве 70 экземпляров (или по 2 экземпляра в день), что оценивается как «суперпродажи в этой категории». Для сравнения — «Шедевры фотографии» с сентября прошлого года разошлись в количестве 170 экземпляров, что тоже оценивается как большой успех. В целом, в магазинах, торгующих фотоальбомами, в разделе «Искусство» фотография занимает второе или третье место по объемам продаж (после традиционной живописи и иногда еще одной новой категории — дизайна). Впрочем, надо отметить, что эта тенденция пока находится в зародышевом состоянии — интерес к фотоальбомам не дошел (и вряд ли дойдет в самое ближайшее время) до столичных книжных «попроще» и особенно до провинции, в которой покупателям просто не хватает денег на дорогостоящие альбомы. Сами книги пока также не достигли по качеству уровня лучших отечественных примеров в области живописи или своих западных аналогов (есть погрешности с печатью, не хватает осмысленного сопутствующего пояснительного аппарата и т.д.)

В целом, перспективы фотографии в России — как в области музейно-выставочной деятельности или репортажно-социальной съемки, так и в области развития рынка — довольно внятные, развитие идет очень быстрыми темпами, однако в такой ситуации необходимо как можно более осмысленное участие в процессе всех заинтересованных сторон. Такую корректировку пути — в сторону увеличения профессионализма, встраивания в мировой процесс с сохранением своих собственных особенностей – всем участникам движения придется проводить практически на ходу.


Опубликовано с разрешения Издательского Дома «Коммерсантъ»

Издательский Дом «Коммерсантъ» (http://www.kommersant.ru) — лидер среди средств массовой информации в России. Сейчас в его составе: ежедневная газета «Коммерсантъ», ежедневная газета «Коммерсантъ-СПб», Аналитический еженедельник «Коммерсантъ-Власть», Экономический еженедельник «Коммерсантъ-Деньги», Ежемесячный автомобильный журнал «Автопилот», Еженедельный молодежный журнал «Молоток». В изданиях и технических службах ИД «Коммерсантъ» работают свыше 800 человек.
Аудитория печатной продукции Ъ превышает 1 миллион человек. Большинство современных газет во многом переняло стиль ИД, его управленческие и технологические ноу-хау.
Издания очень цитируемы в западных СМИ.
Полная online-версия изданий находится по адресу http://www.kommersant.ru