Мухин, Игорь.
Рожденные в СССР / Игорь Мухин. - М. : Издатель Л.Гусев, 2005. - 192 с. : ил. - (Издатель Л.Гусев).
- Текст парал. рус., англ.- ISBN 5-9649-0003-8.

© Мухин И., 2005
© Деготь Е., вступительная статья, 2005
© Йейтс С., вступительная статья, 2005
© Оформление. Издатель Л.Гусев, 2005

УДК 94(470+571)(084.121)
ББК 63.3(2)64я6
М92
e-mail: born_in_USSR2004@mail.ru

Не часто задумываешься о том, что по изображенному на фотографиях можно судить о жизни самого мастера — увидев, где бывал он, за чем наблюдал, с кем общался и как воспринимал окружающее. А вместе с этим — представить если не всю, то немалую часть этой жизни. И понять, чем дышал и дышит этот человек и что для него по-настоящему важно. Жизнь документалиста Игоря Мухина, а вместе с ней — и большинства людей страны под названием Бывший Советский Союз можно наблюдать в альбоме фотографа — «Рожденные в СССР».

В фотографической и, наверняка, повседневной действительности Мухина обязательно есть люди. Их может быть много. Или очень много. Или, напротив, человек один. Или люди эти только что были здесь, но все еще ощущается их стойкое, настойчивое присутствие. Причем, люди вовсе не особенные, в том смысле, как принято это считать. А обычные. Нормальные. Простые. Из Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Ялты+ Люди с их нормальными, простыми горестями и радостями, обычным человеческим бытием — с пакетом кефира по утру и сигаретой в затяг, — бытием, которое продолжается вопреки изменениям в «политической ситуации в стране», бытием поэтому порой растерянным, но тем не менее изо всех сил пытающимся соответствовать новой, постсоветской действительности. И ощущаешь, что где-то здесь же, на этих фотографиях — сам Мухин. Вот вне времени красивая девушка у телефонной будки сквозь толпу на него, фотографа, отрешенно смотрит. И ему, Мухину, чуть недоверчиво улыбается группа уже не советских, но еще не российских подростков. А вон — даже тень его видна+ Мухин находится внутри жизни и снимает из самого эпицентра, являясь сотворцом и непосредственным героем сюжетов, из которых и рождается она — его документальная фотография.

Своих простых смертных, таких разных героев — байкеров и панков, отдыхающих на крымских пляжах и танцующих на сельских дискотеках, демонстрантов и студентов, солдат и матросов — Мухин не созерцает хладнокровно. Он сопереживает. Разделяет одиночество, улыбается радости, иронизирует над обыденностью. И жизнь, чувствуя искренность, отвечает ему взаимностью, позволяя увидеть и запечатлеть свои особенные Моменты в их наивысшем напряжении. И Мухин живет и творит.

Екатерина Деготь и Стив Йейтс во вступительных статьях к альбому «Рожденные в СССР» говорят о месте фотографа Игоря Мухина в современной истории искусств, называя его «одним из самых значительных современных русских художников и одновременно — одним из самых профессиональных фотографов-документалистов» (Е. Дёготь), а также отмечая, что «культурные пейзажи Игоря Мухина существуют безотносительно идеологии вообще» и что «его фотографии несут свет извечных и истинных ценностей, невзирая на двусмысленность, лживость и фальшь нового века» (С. Йейтс). В приложении к фотоальбому — список представленных в книге изображений, основная масса которых датируется годами с 1986 по 2005, а также персональных и групповых выставок Мухина, его книг и публикаций, перечень коллекций, в которых содержатся его работы. Но все это — лишь дополнение к главному, к фотографиям. Неслучайное соседство изображений на разворотах альбома — объединенных то смыслово, а то художественно — порождает между ними диалог. И фотографии говорят друг с другом, приглашая зрителя присоединиться к этой неслышной беседе, тема которой вечна — наша жизнь.