Фотокнига «Мона Лизы окраин» / Mona Lisas of Suburbs» — первый совместный проект семейной пары фотографов из Германии Уты и Вернера Малер / Ute und Werner Mahler, работавших индивидуально в течении сорока лет. «Мы всегда жили в окружении изображений, созданных друг другом. Вернер духовно принимал участие в каждой из моих работ, он всегда первым видел результаты. И наоборот. Поэтому, это выглядит логичным, что мы создали совместный проект» — рассказывает Ута Малер, фотограф немецкого фотоагентства Ostkreuz. «Я изначально хотела снимать портреты женщин на природе. Меня очень интересуют вневременные лица — лица, которые не говорят ни о чем, что сегодня в моде, а напротив очень отличны от нее. И поэтому они запоминаются». Ута признается, что устала от общепринято «красивого» еще в 80-е, когда много занималась фэшн-фотографией.

Фотограф обратила внимание на то, что в большинстве стран мира окрестности больших городов очень похожи между собой. Там не встретить впечатляющей архитектуры или чего-то удивительного. Они утилитарны, практичны, но не имеют своего особенного характера.

Ута поделилась этой идеей с мужем, и чем больше они обсуждали будущий проект, тем более очевидным было, что ему следует быть совместным.

Первым делом фотографы выбирали локации для съемки. После этого они ждали встречи с девушкой, лицо которое вдохновило бы их. Сложность была в том, чтобы быстро решить, стоит ли пытаться вступить в контакт именно с этой женщиной или нет, так как все они были обычными людьми, на пути в школу или на работу, в супермаркет или за детьми в детский сад. «Мы вторгались в их повседневную жизнь со своим предложением их сфотографировать. И мы пытались передать ощущение покинутости, несмотря на шум и движение вокруг. Сложно объяснить, какие именно лица мы искали. Ты просто видишь это и ты счастлив сохранить это на пленке».

Съемка проекта велась в пяти европейских странах. Но окрестности больших городов, действительно, настолько похожи, что по фотографиям трудно предположить, что это разные страны. Портреты девушек в проекте перемежаются с «портретами» городской среды, воссоздавая атмосферу серых, заброшенных, городских индустриальных джунглей.

Фотографы заранее выбирали и «оттачивали» композицию, сами позируя друг для друга, настроив свою широкоформатную камеру — чтобы все уже было готово, когда вдруг появится «реальная» Мона Лиза.

Девушек усаживали на стул и просили принять позу, напоминающую классические живописные полотна. Затем, в процессе составления книги, фотографам сложно было порой прийти к компромиссу — сказывалась разница в «мужском» и «женском» взгляде при выборе фотографий. Однако, по мнению авторов, это пошло лишь на пользу конечному результату.

Юные, нежные девичьи лица, родом будто не из нашей эпохи, вступают в противоречие с жесткостью урбанистических ланшафтов. И если на картине Леонардо, пейзаж становится продолжением, отражением духовного спокойствия и умиротворения Джоконды, находясь с ней в некой космической гармонии, то здесь, сознательно сталкивая в диссонансе модель и пейзаж, авторы говорят со зрителем о хрупкости и уязвимости человеческой природы в наш индустриальный век.

Книга в продаже с 2011 года, выпущена издательством Meier und Mueller, одним из учредителей которого является Йорг Колберг, основатель фотографического блога Conscientious.