Русский музей открыл выставку Второй Фотобиеннале современной фотографии. В этом году среди участников, по сравнению с Первой Биеннале, невелико число известных фотографов. Объясняется это, видимо, как тем, что, профессиональное сообщество после 2009 года осознало «любительский» статус мероприятия, так и изменением принципа формирования жюри. Отбор так же, как два года назад, производился на условиях анонимности авторов, но среди отборщиков в этом году не было приглашенных специалистов, — музей обошелся своими силами, и основная работа была проделана сотрудниками отдела фотографии, сформированного сравнительно недавно.

В 2012 году жюри выбрало 320 работ 310 фотографов из 67 городов России. Не все они оказались на выставке, но все опубликованы в каталоге Биеннале. Экспозиция поделена на разделы: «Сцена», «Повседневность», «Город», «Лица», «Натюрморт», «Красота тела», «Пейзажи», «Верующие». Рубрика «Воображаемое» в этом году, по всей видимости, призвана заменить оказавшуюся самой спорной и уязвимой на Первой Биеннале категорию «Арт-фотография».

По условиям конкурса все авторы отобранных работ передают часть прав — в том числе — на публикации и участие фотографий в выставках — Русскому музею. Однако не все работы окажутся в коллекции музея — их отбором займется специальная комиссия.

Среди участвующих в Биеннале, — фотографии разных лет, в основном — последнего десятилетия. Попадаются работы, уже примелькавшиеся. В одной — с удивлением узнаешь изображение, использованное в оформлении русского издания (2004 год) книги Катрин Милле «Сексуальная жизнь Катрин М», вышедшей тиражом 5 тысяч экземпляров.

В принципе, проект Русского музея оправдывает свою «социологическую», исследовательскую концепцию, представляя средний уровень «крепкой любительской» фотографии, как явления, ставшего в последние годы массовым — здесь нет открытий, но нет и абсолютно неуместных работ. По большей части фотографии именно такие, какие воображает себе человек, освоивший технику съемки, Photoshop и знакомый с «краткой историей фотографии».

Однако и для такой неискусствоведческой выставки необходимы внятные критерии, в то время как волюнтаризм отбора вопиет на каждом шагу. Так, например, первая, довольно значительная часть блока «Город /City» вполне могла бы быть переименовано в «Кондрадт-City». Что же, если любители такими темпами будут осваивать отечественную классику, на юбилейной Биеннале нас ждет уголок «Город-Петросян».

Выставка организована при поддержке ОАО «НОВАТЭК» и Фонда Петера и Ирэны Людвиг. Победители Биеннале будут определены в результате свободного зрительского голосования.