Император Павел I. Нынешний образ минувшего
Каталог выставки Государственного Русского музея, посвященной 250-летию со дня рождения императора Павла I  Palace Editions, 2004
Тексты: В.Вальран, Е. Кальницкая
84 стр., цвет, ч/б, 22.8x24.5, русский
ISBN 5-93332-156-7

2004 год — год 250-летия со дня рождения императора Павла 1. 

В русской истории Павел 1 — фигура трагическая. Сын императрицы Екатерины Великой, он стал правителем России в 42 года, а спустя пять лет был убит заговорщиками, к которым примкнул и его сын Александр, ставший императором Александром 1.

Выставка «Император Павел I. Нынешний образ минувшего», сопровождаемая одноименным каталогом, прошла в Михайловском замке, построенном Павлом 1 как своя резиденция, в которой он и встретил свою смерть.

Организаторам и кураторам проекта — директору Михайловского замка Елене Кальницкой, психологу и художнику Валерию Вальрану — удалось достичь гармоничного двуединства. Каждая из частей — и книга, и выставка — самостоятельны. Выставка показывает всю широту пространства современной фотографии, от прямой черно-белой фотографии до мультимедийных проектов, созданных на основе фотографии. Книга представляет произведения каждого из фотографов как часть маленькой новеллы: где-то фотография сопряжена с историческим документом Павловской эпохи (С.Чабуткин); где-то поэзия начала ХХ века перетекает в пикториальные фотографии (Л.Таболина); где-то один из стоп-кадров видео-проекта сопровождается авторским комментарием (В.Пушницкий).

Большинство авторов обошлось без использования изображений императора в своих произведениях. Исключением стали только произведения видео-арта, где реконструкция прошлого обретает театрально-кинематографическую «подлинность», требующую появления в кадре фигуры, символизирующей главного героя.  Исключением стали также два фотографических проекта: Игоря Лебедева и Андрея Чежина.

Лебедев ввел Павла 1 в интерьеры современных петербургских квартир в своей документальной серии «Бедный Павел?», сделанной во время показа по телевидению двухсерийного фильма «Бедный Павел». Знак вопроса, отличающий название фильма и название фотографической серии, весьма примечателен для фотографа из Санкт-Петербурга — города, являющегося олицетворением русской истории и культуры и потому неприемлющего определения «бедный» в отношении любого исторического персонажа, размноженного в бесчисленном количестве на экранах телевизоров его многочисленных будущих подданных, независимо от реальных обстоятельств смерти этого персонажа в прошлом.

К документальной фотографии прибегнул и Андрей Чежин. В своей полной эмоциональной и артистической мощи реконструкции образа Павла 1 он использовал огромное число сделанных им отпечатков размером 10х15 см с изображениями памятников российским императорам и петербургских дворцов, связанных с их именами, сложив из этих отпечатков удивительный по точности портрет Павла.

В петербургской фотографии со времен выставки «ФотоАрхеология» в Государственном Русском музее, сделанной в 1993 художником и куратором Дмитрием Виленским, работа со старым изображением, состаривание собственного — повторяющийся мотив. Нигде в российской фотографии так, как в петербургской, не любят патину на изображении, мешающую рассмотреть его вполне (иные профессионалы гордо называют всяческие помехи «фотографическими шумами»). Чему обязана эта стойкая привязанность? Возможно, тому причиной обилие предметов с долгой историей, сохранившихся, несмотря на перемены, в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге, привычка к старинным вещам с детства, с детства же ощущение своего родства с магией истории, глядящей на вас из каждого зеркала. Вот и в этом проекте фотографии Н.Тихомирова, А.Чеслава, С. Шитова, К.Водяницкого насыщены шумами, а оттого бессознательно вызывают почтение к своей «древности».

В этом проекте не случилось открытий. Но каждый из петербуржцев выступил в проекте «Император Павел I. Нынешний образ минувшего» в своем самом известном амплуа, принеся самоё себя «в дар императору». Поэтому и каталог этого проекта может стать прекрасным началом к знакомству с современной петербуржской фотографией, где буквально за последний год к известным именам добавился ряд новых и многообещающих имен молодых авторов.