I часть. Объективная

В экспозиции представлено более 250 работ в жанре фотожурналистики и документальной фотографии России, стран СНГ и Балтии. Эти работы признаны лучшими в ходе проведения конкурса, уже девятого за его историю. На снимках можно увидеть важнейшие события, произошедшие в России и мире в 2003 году: война в Ираке, теракты в Москве, суд над Ходорковским, «розовая» революция в Грузии, спасение шахтеров в Новошахтинске; а также портреты известных политиков (Эдуарда Лимонова, Ахмада Кадырова, Григория Явлинского), повседневную жизнь шахтеров Кузбасса и беженцев из Ингушетии и многое другое.
Конкурс «Пресс фото России» является одним из самых престижных профессиональных конкурсов среди российских фотожурналистов. В 2004 году в нем участвовало 347 фотографов из России, стран СНГ и Балтии, которые представили на суд авторитетного жюри более 5500 фотографий. Помимо московских и питерских фотографов, в конкурсе участвовали авторы из Краснодарского края, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Литвы и Латвии.

К сожалению, красноярцы свои работы на конкурс не отправляли. И вот теперь наши фотографы могут сравнить уровень собственного мастерства и победителей престижного российского фотофорума. Выставка победителей конкурса демонстрировалась в рамках четвертой Международной ярмарки «Фотофорум» в апреле 2004 года (Москва, ВЦ «Сокольники»), а также в Самаре, Екатеринбурге и других городах России. В Красноярске выставка будет работать в течение месяца.
Лучшей фотографией года признана работа москвича Юрия Козырева «Гроб многоразового использования, Багдад, Ирак», лучшим фотопроектом года — проект Михаила Джапаридзе (Москва) «Спасение шахтеров в Новошахтинске, Ростовская область». Победители были награждены камерами Canon 1Ds.

Сергей Максимишин, из серии «Про Яшу и Машу»

II часть. Субъективная

Из всего «многоярусного» представительства фотографии в ККИМК прессфото, конечно же, самое значимое событие. Иначе и быть не должно — уровень конкурса обязывает соответствовать всем требованиям, предъявляемым к профессиональной фотографии, причем документальной. Многие снимки уже стали историей, а спустя время ими наверняка будут иллюстрировать школьные учебники.
Некоторые фотографии я уже встречала и в печатных СМИ, и на сайтах Интернета. И теперь вот вновь увидела в экспозиции. Спросила у знакомых, пришедших на открытие выставки, знакомо ли им что-либо здесь. Нет, все впервые, все внове. А я будто просматриваю журнал со старыми иллюстрациями, слишком врезавшимися в память. Причиной ощущению «вторичности» является любознательность — неотъемлемое качество журналиста, когда не хочешь, но невольно следишь за теми или иными важными событиями в стране и мире. Не хочешь, потому что много бед и крови, от которых сердцу тяжко. Интересуешься, потому что журналист.
Как по замкнутому кругу, ходила я по четвертому этажу музея — среди трагедий, насилия, печали, одиночества. Воспоминания, навеянные символом, отложившимся в подсознании, — страшная сила. Они вызывают тревогу, пробуждают утихшую было боль. И, казалось, зажившие раны вновь начинают кровоточить.
Шахтеры с черными лицами. Подавленный, отвергнутый Шеварднадзе. Ликующие скинхеды — наши дети с оскалом злого голодного зверя, ненавидящего всех, в том числе и себя. Рекламные щиты, превращающие нас в лилипутов. Праздничный Восток с невинной церемонией обрезания рождает образ войны и террора — людям, видимо, свойственно обобщать несопоставимое, бессознательно объединяя лишь деталью, опуская важное. Это наша жизнь, объективная реальность, запечатленная фотографом. Недаром подобная объективность заслужила Гран-при конкурса.

Но мне, журналисту, данной объективности мало. Почему? Да потому что год в прессфото отражен 2003-й, далекий. Его затмили иные, не менее трагичные по своей сути события 2004-го и наступившего 2005-го. К сожалению, конкурс не в состоянии успеть за временем, у него иные цели: он «светоописывает» жизнь, превращая ее в историю. И можно предположить, что в «Пресс фото-2005» тоже будет много трагедий.
Человек же тянется к свету, добру, он хочет любви во всех ее проявлениях, он жаждет жить. Среди печали и безысходности лучших работ есть такие серии, которые обжигают, словно ты только что окунулся в чистую крещенскую воду. Нет, все-таки надо жить, несмотря ни на что, даже если весь мир рухнет и ты останешься один! Таковы фотографии, рассказывающие про артистов Яшу и Машу из Санкт-Петербургского театра даунов. Их автор Сергей Максимишин за свой проект получил первую премию в разделе «Культура». Я безумно рада, что мнение жюри совпало с моим: ценность человеческой жизни, великая сила человеколюбия должны оставаться превыше всего.
Фотоистории про Яшу и Машу мало, мало информации, данной фотографом. Либо фотограф молод, либо мое профессиональное любопытство не знает границ. Либо жизнь даунов не столь обычное и ясное обывателю явление, как жизнь уличного музыканта — фотопроекта в номинации «Люди» новосибирца Евгения Иванова, занявшего первое место. Или простая бытовая история о мужиках в бане. Или закулисье Большого театра… Дауны, эти люди-инвалиды, у автора — с человеческим лицом! С ними хочется общаться, они должны научить нас чему-то очень важному. Нас, уставших от трагедий, а потому превращающихся в бесчувственных и беспомощных роботов существования. Они должны нам раскрыть секрет доброты, божественной добродетели. Потому журналисту нужны слова — чтобы донести недонесенное и так давно ожидаемое…